Агей Александрович Елохин родился 16 декабря 1912 года в селе Знаменка Ирбитского района Свердловской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС.

Окончил местную школу 1-й ступени, а затем Тавдинскую школу ФЗУ. В сентябре 1933 г. одновременно с окончанием областной школы пилотов закончил и десятилетку.

20 ноября 1934 г. зачислен курсантом-пилотом военной школы морских летчиков в городе Ейске, по окончании которой старшина Епохин А.А. стал военным пилотом 25-й легкобомбардировочной авиационной эскадрильи.

Позже, А.А. Елохин переводится в 69-й истребительный авиационный полк, где становится командиром звена. Это было в мае 1939 года, когда в газете Одесского военного округа о нем писали, как об отличнике боевой подготовки ВВС.

За два дня до начала войны А.А. Елохина назначили командиром четвертой эскадрильи, считавшейся ночной. Этим подразделением он командовал до последнего дня героической обороны Одессы.

Затем гвардии капитан А. Елохин был назначен штурманом полка и в этой должности, участвуя в тяжелых боях под Харьковом, 23 июня 1942 г. погиб смертью героя.

За период боевых действий он совершил 136 боевых вылетов, участвовал в 41 воздушном бою и сбил лично 4 и 6 самолетов противника в составе группы.

Постановлением Военного совета Южного фронта от 5 ноября 1941 г. награжден орденом Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 г. удостоен звания Героя Советского Союза в числе первых 12-ти героев полка.

**************************************************************

Получив задание оказать помощь подразделениям защитников западного сектора обороны Одессы, где предпринимала атаки вражеская конница, Елохин поднял эскадрилью. На подходе к рубежу он увидел множество фашистских конников. По его команде одно звено стало заходить на позиции зенитной артиллерии, чтобы подавить её огонь. Остальные стали штурмовать конницу противника. Шквал огня с воздуха буквально косил врагов. В общей сложности группа произвела 12 атак. Конница врага была разгромлена.

«12 краснозвёздных машин, – рассказывалось в выпущенной политуправлением Южного фронта листовке, – появились над фашистами словно гром среди ясного неба… Из всей группы конников ушло в лощину лишь около двух десятков человек. Но и там они не спаслись. Очистив равнину, наши лётчики стали штурмовать лощину, где скопились конники, повозки, орудия и так далее. Авиаторы Елохина помогли нашим пехотинцам отстоять свои рубежи».

В дни подготовки к десантной операции наших войск в районе Григорьевки А.А. Елохин и его лётчики участвовали в штурмовке вражеских аэродромов Баден и Зельцы и прикрыли высадку и боевые действия десанта.

Дважды А.А. Елохин вылетал на патрулирование. Ночью в лучах прожекторов вёл бой с «юнкерсами». Один из них комэску удалось сбить.

А затем группа из 7 самолётов под командованием Елохина вылетела на прикрытие эсминцев «Безупречный» и «Беспощадный», которые поддерживали десант, высадившийся накануне в районе Григорьевки. Едва лётчики успели сделать круг над кораблями, как в зоне их полёта появилось 12 «юнкерсов».

В то же время к Одессе подходила большая группа вражеских пикирующих бомбардировщиков. А.А. Елохин ещё на земле, предвидя численное превосходство противника, дал указание: сразу же врезаться в гущу вражеских самолётов, расстроить их боевые порядки и затем вести схватку на уничтожение.

Враг действительно превосходил нашу группу по численности, причём почти в 3 раза. Однако елохинцы не растерялись. Помня приказ комэска, они связали противника боем, оттягивали его от кораблей, не давая возможности сбросить на них бомбы. В эту ночь Елохин сбил ещё один бомбардировщик противника. Рухнув на землю, «юнкерс» подорвался на собственных же бомбах.

В конце сентября сводная группа 69-го полка вылетела на штурмовку колонны противника, следовавшей по дороге Спиридоновка – Свердлова. В состав группы входила эскадрилья Елохина. Колонны противника в указанном районе не оказалось. Продолжая полёт, наши лётчики над Тишковом встретили и атаковали 3 вражеских транспортных самолёта, каждый из них тащил на буксире по планеру. Судя по всему, они следовали на Николаев. В результате короткой схватки 3 «юнкерса» и 2 планера были сбиты: они загорелись в воздухе и взорвались – по-видимому, перевозили боеприпасы. Третий успел совершить посадку и был расстрелян на земле.

В полку все знали, что эскадрилья А.А. Елохина обычно несёт потерь меньше, чем любое другое подразделение полка. А в тот день не вернулись с задания сразу двое – Огребков и Щепоткин, получили ранения Тимошевский, Королёв, Алелюхин.

С приходом осени 1941 года обстановка на фронте усложнилась. Враг теснил героических защитников города. С каждым днём становилось всё тяжелее в воздухе и на огненной земле и личному составу 69-го иап. В сентябрьские дни аэродромы полка всё чаще подвергались интенсивному обстрелу артиллерии противника. Особенно пострадал аэродром на бывшей территории авиационной школы. И тогда было принято решение построить новый аэродром для 69-го иап непосредственно в городе. Такой аэродром был построен в районе Чубаевки под обстрелом противника досрочно.

На митинге в Чубаевке командир 4-й эскадрильи А.А. Елохин сказал:

- Этот аэродром сделан руками женщин и полит кровью многих одесситов. Поклянёмся же, что будем помнить это и каждом бою. И бить будем врага нещадно. А после войны в ноги поклонимся женщинам, построившим наш аэродром.

- Клянёмся! – громким эхом разнеслась над Чубаевкой клятва лётчиков 69-го иап.

Эту клятву лётчики рассматривали как клятву верности героическим защитникам Одессы, как клятву всему советскому народу.

Эскадрилью А.А. Елохина тогда уже называли эскадрильей героев, и такой она вошла в историю прославленного полка, дав Родине 7 Героев Советского Союза: А.А. Елохина, С.А. Куницу, М.И. Шилова, И.Г. Королёва, А.А. Маланова, А.Т. Череватенко и дважды Героя Советского Союза А.А. Алелюхина…

13 октября эскадрилья капитана А. А. Елохина взяла курс на Крым. Комэск последним покинул Одессу на УТИ-4. Вместе с ним летел начальник штаба полка майор В. С. Никитин. Этот перелёт едва не закончился трагически. Не приспособленная для ночных полётов учебно-тренировочная машина попала в низкую облачность. Полёт в сложных условиях затянулся, и, вместо Крыма, авиаторы оказались в районе Скадовска. Уже почти не имея горючего, они произвели посадку на острове Джарылгач, где им пришлось пробыть целых 4 дня, пока наш катер, проходивший поблизости, не подобрал и не доставил их в Крым.

А.А. Елохин, конечно, тяжело переживал эвакуацию из Одессы и сдачу её противнику. Силы для защиты города ещё были. Но эти силы следовало сохранить для защиты основной базы Черноморского флота – Севастополя, в чём Елохин вскоре убедился.

Дальнейший фронтовой путь Агея Александровича Елохина проходил также в родном ему 9-м гвардейском иап. После переформирования он проводил большую работу с новым, молодым составом эскадрильи. Был среди тех, кто 1 июля 1942 года на аэродроме Аджи-Кабул торжественно принимал Боевое знамя 9-го гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного полка. И под этим знаменем через 10 дней уже в качестве штурмана полка вступил в новые бои на одном из важнейших участков южного фронта – под Харьковом. Водил на задания группы истребителей, личным примером воодушевляя товарищей на новые подвиги.

Он погиб в первый день 2-го года Великой Отечественной войны. В жаркой схватке с численно превосходящим противником его самолёт был подбит. Когда уже нельзя было вести бой, Елохин решил посадить машину на поле, покрытое ухабами и рытвинами. Пробежав несколько десятков метров, самолёт перевернулся и стал гореть. Лётчик не успел выбраться из кабины…

На родине Героя, в селе Знаменка, его именем названы улица и школа, в которой он учился. Ежегодно, 16 декабря, в день рождения Агея Александровича, лучшим ученикам школы присваивается звание «елохинца».

 (Из книги Дмитрия Яковлевича Зильмановича – «На крыльях Родины». Алма-Ата, 1985 год.)



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *