Свою историю Уралвагонзавод ведет с 1931 года, когда в рамках Урало-Кузбасского угольно-металлургического комплекса началась масштабная стройка вагоностроительного завода, рассчитанного на ежегодный выпуск 54 тысяч вагонов разных типов. Уже 11 октября 1936 года был запущен вагоносборочный конвейер, с которого сошли первые большегрузные вагоны. Именно этот день считается официальным днем рождения Уралвагонзавода.

Несмотря на незавершенные строительные работы и недостаточное количество квалифицированных рабочих и инженерных кадров, с первого дня эксплуатации Уральский вагоностроительный завод выполнял самые масштабные задачи. Здесь в тридцатые годы впервые в отечественной практике получили применение новейшие достижения мирового вагоностроения: саморазгружающиеся полувагоны, литая тележка на роликоподшипниках, безбандажные литые чугунные колеса Гриффина, автосцепное устройство, полный переход от клепаных конструкций рамы и кузова к сварным. Только за предвоенный период тагильское предприятие выпустило 35 тысяч вагонов, что составило больше, чем выпустили все вагоностроительные заводы Советского Союза за годы первой и второй пятилеток.

13 сентября 1941 года было принято решение об эвакуации харьковского завода №183, харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф.Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств в Нижнем Тагиле начал свою работу Уральский танковый завод (УТЗ) №183.

Было привезено и установлено более трех тысяч единиц оборудования, эвакуировано около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков.

Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76, а к концу года первый эшелон из 25 машин ушел на фронт.

В начале 1942 года во всех цехах началась работа по созданию поточных линий. Первые из них появились в цехах в том же году. Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин. В целом масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имели и не имеют аналогов в мировом танкостроении – как в те годы, так и сегодня.

На Уральском танковом заводе, помимо тридцатьчетверок, выпускались авиабомбы, артиллерийские артпередки, детали для реактивных самоходных установок «Катюша», бронекорпуса для самолетов.

Завод был причастен к еще одному символу Победы – самолету Ил-2. Летом 1941 года на территорию уральского завода были эвакуированы три советских предприятия: ленинградский авиазавод № 381, который производил запчасти и сборку штурмовиков, московский завод № 120, обеспечивающий литье, и цехи запорожского завода «Коммунар», которые производили бронекорпуса и бронедетали для других боевых самолетов.

Авиастроителям предоставили гигантские площади – более 40 тысяч квадратных метров. УТЗ должен был обеспечить их электричеством, паром, газом, воздухом, горячей водой, поковками, штамповками, а затем готовыми бронекорпусами штурмовиков. На заводской территории было построено несколько ангаров для сборки бронекорпусов самолетов, а в районе поселка Валёгина Бора – летно-испытательная станция.

Конструкторы не зря нарекли Ил-2 «летающим танком». Штурмовик бил как танк и был очень живуч из-за бронекорпуса. Поэтому немецкие летчики Люфтваффе называли его «бетонным самолетом», «чумой» и «черной смертью». А советские солдаты прозвали боевую машину «Илюша горбатый» – за характерный силуэт.

Производство Ил-2 на Урале продолжалось до сентября 1942 года. К этому времени на УТЗ собрали 270 самолетов. А к концу 1943 года было изготовлено 3882 бронекорпуса – то есть каждый девятый штурмовик в СССР носил уральскую броню. Кроме того, уралвагонзаводцы термически обрабатывали броневые элементы для других самолетов, например, А-34, Як-1, Пе-2 и Ту-2.

За период Великой Отечественной войны завод выпустил более 25 тысяч танков. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера тагильского предприятия. За три с половиной года на УТЗ было построено почти 40% того количества танков, которое вся германская промышленность создала за 9 лет.

Уральский танковый завод в 1943 году сыграл исключительную роль в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Из более 200 необходимых для комплектования корпуса танков, он произвел 145. Добровольцами на фронт весной 1943 года ушли 185 заводчан. Всего на полях сражений Великой Отечественной войны воевало более шести тысяч рабочих, из них 3111 человек отдали свои жизни за Родину.

За организацию массового производства танков, самоотверженный труд рабочих и конструкторов, их огромный вклад в Великую Победу Уралвагонзавод был награжден тремя высшими правительственными наградами: орденами Трудового Красного Знамени в 1942 и 1943 годах и орденом Отечественной войны I степени в 1945 году.

 Источники: http://www.oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2016/0920/185119367/detail.shtml

https://fishki.net/3025387-uralyskij-tankovyj-zavod–183-nizhnij-tagil.html

https://v-tagile.ru/novosti-nizhnego-tagila/obshchestvo/zabytaya-istoriya-kak-na-uralvagonzavode-v-gody-vojny-delali-letayushchie-tanki-shturmoviki-il-2-foto



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *