Великая Отечественная война привела к появлению на Урале мощной базы танкостроения. Если накануне войны на Урале только разворачивалось серийное производство тяжелых танков, то уже к концу 1941 г. регион превратился в крупнейший в стране центр по производству танков. Одним из условий успешного функционирования танкостроения было наличие собственной базы по производству танковых двигателей.

На свердловском Уралтурбозаводе было принято решение развер­нуть производство танковых дизелей В-2 для дальнейшей поставки их на Челябинский тракторный завод, где осуществлялось производство тяжелого танка серии КВ. Впоследствии, после создания осенью 1941 г. на базе ЧТЗ и эвакуированных предприятий челябинского Кировского завода, и на­чала производства на нем дизельных двигателей, свердловские дизели стали поставляться на другие танкостроительные предприятия.

Для обеспечения этой программы на Уралтурбозавод перебрасывался вместе с кадрами авиадизельный цех МХ10 Кировского завода и ряд специалистов моторного завода № 75 НКСМ. Устанавливался план выпуска моторов В-2 на IV квартал 1941 г. – 500 шт. Эвакуация цеха Кировского завода продолжалась с 29 июня по 10 августа 1941 г.

Так как Уральский турбинный завод собственной заготовительной базы не имел, в порядке кооперации УЗТМ должен был осуществлять для Уралтурбозавода термообработку деталей, большую часть литья, производ­ство поковок и штамповок дизельного двигателя, для чего на УЗТМ эвакуи­ровались специалисты и цех цветного литья Кировского завода. Установку оборудования необходимо было завершить к 5 августа (менее чем через месяц) и начать выпуск силуминового литья с 1 сентября 1941 года. Под силуминовое производство была отведена часть чугунолитейного цеха. 13 февраля 1942 г. Уралтурбозавод был разделен на два самостоятельных предприятия: дизельный завод №76 НКТП и Турбомоторный завод им. Кирова. Первоначально завод №76 и Турбогенераторный завод им. Кирова существовали на одной площадке, но впоследствии, в апреле 1942 г., дизельный завод был отгорожен от своего соседа.

Завод №76 в период освоения производства дизельного двигателя столкнулся с серьезными трудностями по выполнению своей программы. Завод сорвал сентябрьскую программу по танковым дизелям В-2 и оказался абсолютно не готов к выполнению программы октября 1941 г. К концу октября было собрано всего 4 мотора, но ни один из них не прошел стендовых испытаний, а, значит, не был засчитан в месячную программу.

Для разрешения этого вопроса на Уралтурбозаводе 24 октября 1941 г. было проведено совещание заместителя наркома танковой промышленно­сти И. М. Зальцмана с директором, начальниками цехов и отделов завода. И. М. Зальцмана заявил, что вина за невыполнение программы возлагается це­ликом на руководство завода, так как оно оказалось не способно должным образом организовать производство и сорвало график выпуска продукции. Директор И.И. Лисин был снят с должности и назначен Д.Е. Кочетков, бывший директор харьковского дизельного завода № 75.

В ноябре завод вместо запланированных 150 двигателей В-2 смог изготовить только 60 (40% от плана), декабрьская программа в 260 дизельных моторов была выполнена на 50%. Кроме производства дизельного двигателя В-2, на завод была возложена программа по авиационным моторам. Но вследствие того, что дизельный завод не мог справиться даже с ос­новной программой, в конце 1941 г. производство авиационных двигателей на заводе было прекращено.

И все же, несмотря на все трудности, начиная со второй полови­ны 1942 г. завод №76 начинает успешно выполнять заданную программу по двигателю В-2. Уже в сентябре 1942 г. заводом было произведено на 50 моторов больше плановых показателей, за что в октябре он получил переходя­щее красное знамя Государственного Комитета Обороны и продолжал его держать в течение четырех месяцев.

К моменту начала производства двигателя В-2 (конец 1941 г.) кон­структорский отдел завода № 76 состоял из 72 человек. Но к апрелю 1943 г. его штат сократился до 17 человек; часть конструкторов ушла на работу в цеха, а часть уволилась с завода. В последствии такое тяжелое положение с конструкторской базой на заводе № 76 было исправлено, поскольку к осени 1944 г. завод смог самостоятельно разработать новый тип дизельного двигателя В-14 мощностью 700 л.с., а согласно плану конструкторских работ по наркомату на 1945 г. завод № 76 должен был заниматься разработкой нового мощного дизельного двигателя, что было бы невозможно без существования мощной конструкторской базы.

Всего за годы войны свердловский завод №76 НКТП (с конца 1941 г. до 1 мая 1945 г.) выпустил 22 811 танковых дизелей (29).

Источник: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1371/Историко-педагогические%20чтения_вып.10_2006_ст.22.pdf



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *