Морозов Александр Александрович. Родился 16 (29) октября 1904 года в городе Бежица (ныне в черте города Брянск). Русский. С 1914 года жил в Харькове, где окончил 5 классов реального училища. С марта 1919 года работал делопроизводителем технической конторы, копировщиком и чертёжником на Харьковском паровозостроительном заводе (вскоре ставшем Харьковским тракторным заводом). Участвовал в подготовке документации по выпуску первых отечественных гусеничных тракторов “Коммунар”.

С ноября 1926 года проходил срочную службу в армии на должности авиационного техника-моториста (в Киевском военном округе). В 1928 году демобилизован.

С октября 1928 года работал конструктором в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода. В 1931 году окончил Харьковский машиностроительный техникум. С 1931 года – руководитель группы в КБ, в 1936-1938 годах – начальник сектора КБ по новому проектированию, с 1938 года – заместитель начальника КБ, затем начальник КБ и заместитель главного конструктора. Принимал участие в разработке первого отечественного среднего танка Т-24 (1930), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935), БТ-7М (1939), которые наряду с Т-26 составляли в 1930-х годах основу танкового вооружения РККА. В качестве технического руководителя проекта совместно с М.И. Кошкиным и Н.А. Кучеренко возглавлял разработку среднего танка Т-34, принятого на вооружение в декабре 1939 года и ставшего впоследствии лучшим танком Второй мировой войны.

В октябре 1940 года А.А. Морозов назначен главным конструктором КБ Харьковского тракторного завода. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в город Нижний Тагил Свердловской области. С октября 1941 по 1951 годы А.А. Морозов – главный конструктор КБ Уральского танкового завода (ныне – производственное объединение “Уралвагонзавод”). В годы войны руководил модернизацией танка Т-34, под его руководством разработаны танки Т-34-85 (1943), Т-44 (1945), Т-54 (1946). Танк Т-54 по оценке специалистов является лучшим отечественным танком послевоенных лет.

За выдающиеся заслуги в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Морозову Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали “Серп и Молот” и ордена Ленина.

С ноября 1951 года – главный конструктор Харьковского машиностроительного завода имени Малышева и одновременно – главный конструктор Харьковского КБ машиностроения, в 1966-1976 годах – его начальник. Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963), Т-64А (1966), совершившие переворот в танкостроении.

За большой вклад в повышение обороноспособности страны и в связи с 70-летием Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1974 года Морозов Александр Александрович награждён второй золотой медалью “Серп и Молот” с вручением ордена Ленина.

С июня 1976 года – консультант Харьковского КБ машиностроения и член Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР.

Жил в городе Харьков (Украина). Умер 14 июня 1979 года. Похоронен на кладбище №2 в Харькове.

Генерал-майор инженерно-танковой службы (1945), доктор технических наук (1972), заслуженный машиностроитель Украинской ССР (1970).

Награждён 4 орденами Ленина (1941, 1942, 1943, 1974), орденами Октябрьской Революции (1977), Кутузова 1-й степени (1945), Суворова 2-й степени (1945), 3 орденами Трудового Красного Знамени (1941, 1944, 1954), орденом Красной Звезды (1945), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1967) и трёх Сталинских премий (Государственных премий СССР) (1942, 1946, 1948). Депутат Верховного Совета СССР в 1958-1962 годах.

Имя Героя носит улица в Харькове, его имя присвоено Харьковскому КБ машиностроения и Харьковскому механическому техникуму. Бронзовые бюсты А.А. Морозова установлены в Брянске и в Харькове. В Харькове на доме, в котором он жил, открыта мемориальная доска.

Люди старшего поколения, особенно те, кто участвовал в Великой Отечественной войне, хорошо знали танк Т-34. Знали и высоко ценили эту грозную боевую машину. Т-34 был лучшим танком второй мировой войны. Это признавали и наши враги. Немецкий генерал Блюментрит писал: “Очень неприятным сюрпризом было появление танка Т-34. Против него немецкие противотанковые орудия были бессильны …”.

О прославленном танке по книгам и кинофильмам знает и наша молодежь. Но далеко не каждому известно, что одним из создателей «Тридцать четверки» был уроженец Брянщины Александр Александрович Морозов.

Первоначально танк был оснащен 76 мм пушкой. Во время Войны ее заменили 85 мм. Благодаря широким гусеницам и низкому удельному давлению на грунт, танк легко двигался по бездорожью. Прочная броня, удачная форма корпуса, хорошая скорость, высокая маневренность выгодно отличали его от вражеских боевых машин.

Работа над созданием нового танка началась еще до Великой Отечественной войны. Вело эту работу конструкторское бюро во главе с М.И. Кошкиным. Александр Александрович был привлечен в эту группу в тридцатые годы как один из самых талантливых конструкторов. А в 1940 году, после смерти М.И. Кошкина, А.А. Морозову поручили возглавить конструкторское бюро. Танк Т-34 был принят на вооружение нашей армии. На полях сражений Великой Отечественной войны машина с честью выдержала суровый экзамен. В 1942 году М.И. Кошкину (посмертно), А.А. Морозову, П.А. Кучеренко, создателям Т-34, была присуждена Государственная премия СССР. Это конструкторское бюро награждено орденом Ленина. В ходе войны некоторые узлы «тридцатьчетверки» совершенствовались, было усилено ее вооружение.

В послевоенное время конструкторское бюро под руководством А.А. Морозова создало ряд новых танков. Александр Александрович воспитал плеяду замечательных конструкторов и инженеров, успешно совершенствующих бронетанковую технику.

Выдающиеся заслуги А.А. Морозова высоко оценены партией и правительством. Он дважды удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Суворова 11 и Кутузова 1 степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Александр Александрович – лауреат Ленинской и трижды лауреат Государственной премии СССР.

Талантливый конструктор, доктор технических наук, генерал-майор-инженер, А.А. Морозов был известен и как общественный деятель. Он не раз избирался в Верховный Совет СССР, был делегатом ХХV съезда КПСС.

Его жизнь оборвалась в июне 1979 года.

В Бежицком районе города Брянска накануне 37-й годовщины со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне состоялось торжественное открытие бронзового бюста дважды Героя Социалистического Труда А.А. Морозова. Он установлен в сквере, около Дворца культуры машиностроителей. Это место для него избрано не случайно. Александр Александрович родился в Бежице 29 октября 1904 года. А его отец Александр Дмитриевич Морозов работал слесарем Брянского завода (ныне объединение БМ3).

Именем выдающегося конструктора назван Харьковский механический техникум, который Александр Александрович окончил в 1931 году. Имя Морозова носит конструкторское бюро, в котором он работал.

Своеобразными памятниками подвигу советских воинов и героическому труду создателей грозных боевых машин являются танки Т-34, установленные на пьедесталы. В Брянске «тридцатьчетверка» стоит на высоком постаменте на берегу реки Десны. Танк установлен в честь воинов 11-й Гвардейской армии Брянского фронта, освобождавшей областной центр от гитлеровских захватчиков.

В Карачеве на массивном основании – танк Т-34, первым ворвавшийся в город, освобожденный от немецко-фашистских захватчиков. Это памятник героям 4-й Гвардейской танковой армии. Они внесли весомый вклад в разгром врага.

Боевые танки установлены также в Почепе, Унече, Трубчевске.

А всего в стране насчитывается более двухсот прославленных машин, ставших памятниками. Танки Т-34, созданные при активном участии А.А. Морозова, стоят на постаментах в Москве и Ленинграде, на Бородинском поле и в Орле.

Памятники земли Брянской, Р. Русанов, Я. Соколов, 1985 г.

Источник https://www.kray32.ru/lich001.html



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *