Постановлением СНК СССР от 25 октября 1940 года утвержден проект строительства Тавдинского гидролизного завода на базе отходов лесокомбината им. Куйбышева, мощностью 500 тыс. декалитров спирта и кормовых дрожжей 1000 тонн в год. К строительству завода приступили в ноябре 1940 года.

Строительство началось силами заключенных «Ураллага» НКВД СССР, начальником строительства был подполковник М. А. Петров. В феврале 1942 года на стройку прибыли трудармейцы и спецпереселенцы – немцы Поволжья. Многие из них после пуска остались работать на заводе. Это И. Р. Дерингер, В. И. Беннер, Р. Ф. Гребе, А. А. Шнайдер, Ф. Ф. Шандер, А.Д. Шандер, О.И.Кайзер, А. И. Зингер, Э. Л. Земан, Г.А.Куске. Л. Ф. Швеглер и другие.

К началу 1943 года был готов главный корпус – спиртоварочный цех, котельная, топливно-сырьевой цех, электроцех, РМЦ.
Так, 30 июля 1943 года Тавдинский гидролизный завод был введен в эксплуатацию.

В телеграмме наркома продовольствия СССР А.И. Микояна говорилось: «Освоение производственных мощностей… в наикротчайшие сроки является важнейшей государственной задачей, выполнение которой даст возможности сэкономить сотни тысяч пудов хлеба в год».

Сырьем для завода служили древесная технологическая щепа и опилки. 11 тыс. декалитров спирта было произведено в 1943 г., в 1944 г.—2 тыс. декалитров, а в 1945- свыше 100 тыс. декалитров. Декалитр—по определению равен 10 литрам.

Трудности военных и послевоенных лет не дали возможности заводу достичь проектной мощности до 1952 года.

В подготовке пуска участвовало 74 сотрудника ленинградского проектного института «Гипролесспирт».

В связи с военным временем технический проект завода был в корне изменен: упрощена технология, сокращено количество запроектированного оборудования. Простейшее технологическое оборудование было в основном изготовлено из дерева. Было смонтировано 7 гидролизаппаратов емкостью 37 м.куб., станция нейтрализации с фильтрами Прокша, отстойники нейтрализации, бродильное оборудование с деревянными чанами и аппаратное. отделение с 3-колонным аппаратом.

Среди первых работников завода были выпускники лесотехнической академии Ленинграда, пережившие блокаду- М. М. Малютин, Т.И. Цепейникова, Р. Н. Спектор, Исаев-Иванов и другие.

С других заводов были привлечены квалифицированные рабочие. Так, первую варку производил старший варщик Саратовского гидролизного завода А. М. Соболев, помощником у него был В. А. Клюкин.

 Спирт производили для военной авиации, так что никаких простоев, особенно в военное время. С лесокомбината по транспортерной ленте в цеха поступали опилки, а выезжали с завода они уже в виде цистерн с техническим спиртом в сопровождении вооруженной охраны.

Бреховская Надежда Васильевна на гидролизный завод пришла с лесокомбината в 1943 году. В это же время там работали греки и болгары, «высланные из юго-западных регионов страны на строительство завода».

- По улицам ходили женщины (не знаю, какой национальности) в цветных халатах, волосы длинные, чёрные: много-много косичек.

-Надежда Васильевна, какие в то время уже были цеха на ТГЗ? Расскажите о производстве.

-Была своя пожарная служба, транспортный цех, механический. На заводе трудилось большое количество народу, работали в три смены, производство-то непрерывное, останавливали на ремонт сразу весь завод ровно на десять дней, – так, во всяком случае, я помню.

Продукция нашего завода – спирт- использовался и в авиации, для изготовления фанеры…Отправляли его цистернами, обязательно была охрана. С лесокомбината по транспортёру через туннель подавался опил – на транспортёр его нагружали вручную – нелёгкий труд , поступал он также и в вагонах.

Автоклавы в главном цехе загружались щепой, опилом, кислотой (мы ходили в резиновых сапогах, если кислота попадёт – сапоги разъедала), известью и т.д. – всё это варилось. Затем «жидкое» поступало в дрожжевой цех, «густое» (лигнин) оставалось, из автоклавов под давлением лигнин выбрасывался на улицу. Вся дальнейшая переработка происходила в дрожжевом цехе: там стояли толстые брезентовые сито 1,2х 2,0 м, будущий спирт здесь процеживался, бродил.

- А котельная?

-Котельная стояла в ста метрах от главного цеха, работала она на дровах. Чурки 1,2 метра длиной доставлялись также по транспортёру с биржи (там происходил распил), а сама биржа находилась примерно в километре от завода, на берегу искусственно образованного озера: дрова доставлялись сплавом по реке Тавда.

-Надежда Васильевна, мы говорим всё-таки о военном времени. Как жилось при карточной системе?

-Карточки ввели в самом начале войны как гарантию на получение хлеба: не знаю, как в других краях, у нас, в Тавде – 400 граммов на иждивенца и 600-800 граммов работающему.

Сейчас молодёжь не знает, что хлеб по карточкам, в любом случае, приходилось покупать, и если потеряешь деньги, то никакие карточки получить бесплатно хлеб не помогут, и, наоборот. Правда, до января 1942 года в наших школах детям бесплатно давали стакан чая с кусочком хлеба. А вот на колхозном рынке можно было купить всё. Всю войну я получала дневную карточку на один килограмм: 600 – 800 граммов за рабочую смену и 200 граммов за ежедневную дополнительную разгрузку вагонов. Работали много и тяжело, но были молодыми, окрылёнными надеждой на победу и мечтами о светлом будущем.

За военные годы завод подрос и стал одним из градообразующих предприятий Тавды.

  https://ekburg.tv/articles/gorodskie_istorii/2020-04-30/broshennye_zavody_urala._spirt_rejdery_i_dolgovechnyj_brak_v_tavde

https://proza.ru/2014/06/17/1617

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/11/12/tavda-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *