Учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1946 года в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооружённых Сил страны бронетанковой техникой. До 1980 года он отмечался 11 сентября, поскольку в этот день в 1944 году советские войска добились серьёзных успехов во время проведения Восточно-Карпатской операции. В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена новая дата празднования – ежегодно второе воскресенье сентября в России отмечают День танкиста.

История танковых войск России неразрывно связана с советским периодом в жизни страны. Именно в то время в стране не только появились первые танки, но и были заложены все основы для создания и полноценного функционирования танковых войск как отдельного рода войск. Конечно, первые броневые силы появились несколько раньше – в Российской империи, перед началом Первой мировой войны. Состояли они из броневых машин, вооруженных пулеметами, затем появились также бронепоезда. К моменту Октябрьской революции в старой русской армии насчитывалось около 300 бронемашин. Царское правительство разместило во Франции заказ на производство танков, однако из-за начавшихся революционных событий заказ был аннулирован.

Но именно в годы Гражданской войны командование Красной Армии озаботилось стремительным ростом численности бронепоездов и бронемашин и выпуском первых собственных бронеавтомобилей.

В январе 1918 года был создан Центральный Совет броневых частей («Центробронь»), в компетенцию которого входило управление всеми автоброневыми частями РСФСР. 30 августа 1918 года на базе «Центроброни» было образовано «Центральное броневое управление» (ЦБУ). В то время «Центробронь» и ЦБУ были подчинены Главному военно-инженерному управлению Красной Армии. Уже в мае 1918 года в Москве в специальной школе стали готовить командиров для броневых частей Красной Армии – так, несмотря на политический хаос в стране, новая власть заботилась о повышении боеспособности своих вооруженных сил.

Эпохальное событие в истории бронетанковых войск советского государства произошло в марте 1919 года. В бою с французскими интервентами части 2-й Украинской советской дивизии захватили несколько французских танков «Рено FT-17». Из них и была создана первая в России танковая часть – броневой дивизион при Совете народных комиссаров Советской Украины. В апреле 1919 года трофейный танк даже прибыл в Москву для участия в торжественном параде, причем инициатором его прибытия выступил лично Владимир Ильич Ленин, который очень серьезно отнесся к перспективам развития нового рода войск.

Затем на базе этой части в 1922 году была создана Танковая эскадра РККА, состоявшая из трофейных британских танков Mark V. Эти эпизоды, кстати, также свидетельствуют и о высоком боевом духе и победах Красной Армии, которым удавалось захватить у куда лучше вооруженных интервентов современную военную технику. Примечательно, что тогда танковые части назывались эскадрами.

В 1920-1921 гг. на знаменитом Сормовском заводе в Нижнем Новгороде был запущен в серийное производство первый советский танк КС-1. Всего в названные годы были выпущены 15 машин. Все они представляли собой практически полную копию французских танков Рено ФT-17 (Renault FT-17), захваченных на Украине. Что поделать, своего опыта по разработке танков тогда еще не было, да и время было сложное. Сам по себе факт начала серийного производства танков в разоренной Гражданской войной стране удивителен. Каждый танк, выпущенный в серии КС-1, имел свое собственное имя – как корабли флота. Так, были танки с революционными названиями – «Карл Маркс», «Борец за свободу товарищ Ленин», «Лев Троцкий», «Карл Либкнехт» и т.д., были и с русскими историческими – «Илья Муромец». Именно с КС-1 началась история танкостроения в нашей стране, а на вооружение Красной Армии поступили танки, собранные в России.

В 1928 году началось серийное производство уже первого уникального советского танка МС-1 (Т-18). Всего было выпущено 959 танков данной конструкции, а в 1929 году они впервые были применены в реальном бою во время событий на КВЖД. Тогда же, в 1929 году, было создано Центральное управление механизации и моторизации РККА, принявшее командование механизированными войсками.

В 1930 году в состав 1-й механизированной бригады входил танковый полк из 110 танков, а уже в 1932 году были сформированы два механизированных корпуса – 11-й и 45-й. За довольно краткое время рост механизированных войск был просто впечатляющим. Так, только в 45-м корпусе насчитывалось в 1932 году 500 танков. В 1937 году Центральное управление механизации и моторизации РККА получило новое название – Автобронетанковое управление (а позже в Главное автобронетанковое управление) Красной Армии. Таким образом, впервые появился род войск, называвшийся автобронетанковыми войсками.

В состав РККА к концу 1937 года входили уже целых 4 танковых корпуса, 24 отдельные легкие и 4 тяжелые танковые бригады. Возглавлял к этому времени автобронетанковые войска комкор Дмитрий Павлов.

На конец 1930-х годов приходится и получение первого серьезного боевого опыта советскими танкистами. Танковые подразделения принимали участие в боях у озера Хасан в 1938 году, на реке Халхин-Гол в 1939 году, в советско-финской войне в 1939-1940 гг., а также в гражданской войне в Испании, куда были переброшены добровольцы из числа советских военнослужащих. Руководство страны в то время уделяло огромное внимание развитию танковых войск, которые рассматривались как ударная сила в наступательных операциях Красной Армии. Именно 1930-е годы стали первым действительно продуктивным десятилетием в истории отечественного танкостроения и танковых войск.

В те годы быть танкистом было не менее престижно, чем летчиком или военным моряком. Сотни тысяч советских мальчишек мечтали о службе в новом роде войск, казавшемся столь интересным и впечатляющим по сравнению с «традиционной» пехотой. По мере роста численности автобронетанковых войск росли и возможности советских призывников попасть именно в танкисты. Хотя, учитывая конструкции тогдашних танков, их технические особенности, служба танкиста была очень сложной и опасной.

Для подготовки командного состава танковых войск были созданы Военная академия механизации и моторизации РККА (ВАММ РККА) имени И. В. Сталина – на базе факультета механизации и моторизации Военно-технической академии имени Ф. Э. Дзержинского и Московского автотракторного института имени М. В. Ломоносова, а также Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава РККА имени тов. Бубнова – на базе бывшей Военной автоброневой школы с курсами усовершенствования командного состава РККА, Казанские бронетанковые курсы усовершенствования технического состава КБТКУТС и целый ряд военных училищ – в Ульяновске, Орле, Харькове, Минске, Казани, Куйбышеве, Саратове (два училища – 1-е Саратовское Краснознаменное бронетанковое училище и 2-е Саратовское бронетанковое училище), Борисове, Сызрани, Чкалове, танково-техническое училище в Киеве. Кроме того, командные кадры для автобронетанковых войск в то время готовили в ряде автомобильных училищ, двух военных тракторных училищах в Полтаве и Бобруйске и в специальном военном училище связи автобронетанковых войск в Ульяновске.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны автобронетанковые войска стали одним из массовых родов сухопутных войск, которым уделялось огромное внимание со стороны командования РККА и высшего руководства страны. Параллельно стремительными темпами развивалось и танкостроение – к моменту начала войны Красная Армия по общему количеству танков превосходила гитлеровскую Германию. Однако танковые части несли и огромные потери – как в технике, так и в личном составе. Поэтому в годы войны отечественное танкостроение работало такими темпами, как никогда прежде.

Вклад танкистов в Великую Отечественную войну огромен и неоценим. О подвигах советских танкистов написано множество книг, сняты замечательные фильмы. Настоящим танкистом-асом был Дмитрий Лавриненко – гвардии старший лейтенант РККА. За 2,5 месяца он уничтожил 52 танка противника. К сожалению, Дмитрий Лавриненко погиб еще в самом начале войны – в декабре 1941 года.

Величайшим танковым сражением ХХ века была битва на Курской дуге, в которой принимали участие тысячи танков со стороны и РККА, и вермахта. В годы войны множество советских танкистов было отмечено орденами и медалями, получили высокое звание Героя Советского Союза.

Советские танкисты участвовали в Параде Победы на Красной площади. Сразу после войны большое количество танковых частей и подразделений было размещено в Восточной Европе, поскольку советское командование тогда рассматривало танковые войска как главную силу в наступательных операциях и продолжало наращивать мощь танковых армий.

В 1953 г. автобронетанковые войска были переименованы в бронетанковые войска и носили такое название семь лет – до 1960 года.

В 1960 году бронетанковые войска были переименованы в танковые войска. К началу 1960-х гг. на западном направлении были сосредоточены 8 танковых армий, в том числе 4 из них – на территории ГДР, в составе Группы советских войск в Германии. Численность танков в Советской Армии к середине 1980-х гг. составляла 53, 3 тыс. танков. При этом танкостроительная промышленность продолжала работать ускоренными темпами, выпуская все больше и больше танков. Основными танками в это время были Т-64, Т-72, Т-80.

В 1990-е годы, в связи с распадом СССР и выполнением договоренностей о сокращении вооружений, выводом советских войск из стран Восточной Европы, количество танков и танковых частей и соединений сокращалось очень стремительными темпами. Танковые войска стали одними из тех родов войск, которые наиболее заметно сократились в численности. Значительно сократилось и количество учебных заведений, выпускающих офицеров для танковых войск.

Вместе с тем, и сегодня танковые войска продолжают оставаться главной ударной силой сухопутных войск страны.

День танкиста – особая дата для Свердловской области. В 1941—1942 гг. на Урал было эвакуировано оборудование более 700 предприятий. Эвакуированный в Нижний Тагил из Харькова танковый завод, начавший работу на производственной площадке Уралвагонзавода, приняв оборудование Московского станкостроительного им. Орджоникидзе и Мариупольского броневого заводов, наладил массовый выпуск танков Т-34.

Уралмаш, разместивший на своих площадях оборудование Ижорского (Ленинград), брянского «Красного Профинтерна», киевского «Большевика» и других заводов, организовал выпуск танковых корпусов и башен, танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок (САУ).

В результате слияния Челябинского тракторного завода с ленинградским Кировским и Харьковским дизель-моторным, был образован комбинат («Танкоград»), выпускавший тяжелые танки КВ и ИС, САУ. Первоклассные машины ленинградцев и харьковчан, опыт массового производства уральцев и создали необходимые предпосылки для быстрого роста выпуска танков.

16 января 1943 года в газете «Уральский рабочий» появилась заметка «Танковый корпус сверх плана». В ней сообщалось об обязательстве крупнейших коллективов танкостроителей Урала: изготовить в первом квартале, сверх напряженнейших заданий Государственного Комитета Обороны столько танков и самоходных орудий, сколько требуется для корпуса. Одновременно обучить из своих же рабочих – добровольцев водителей машин. В цехах заводов появился лозунг: «Сделаем сверхплановые танки и самоходки и поведем их в бой!».

Инициативу народа подхватили Свердловский, Пермский и Челябинский областные комитеты партии. Они обратились в Центральный Комитет ВКП(б) и Государственный Комитет Обороны с просьбой разрешить сформировать и направить на фронт Уральский добровольческий танковый корпус. Москва ответила: «Приветствуем и одобряем!»

11 марта 1943 года приказом народного комиссара обороны новому воинскому подразделению, сформированному на деньги уральцев, было присвоено наименование – 30-й Уральский добровольческий танковый корпус. Как только начали формироваться полки и бригады УДТК в уральские военкоматы хлынул поток заявлений от добровольцев. Их поступило 110 тысяч — в 12 раз больше, чем требовалось для комплектации формируемого воинского соединения. В итоге командованием были сформированы три танковые бригады, четыре полка, одна мотострелковая и другие боевые части, вошедшие в структуру Уральского добровольческого танкового корпуса.

За два года участия в Великой Отечественной войне бойцы УДТК прошли путь от Орла до Праги. Верховный главнокомандующий советских войск Иосиф Сталин 27 раз объявлял корпусу и его частям благодарности. За свои воинские подвиги Уральский добровольческий танковый корпус был награжден орденами Красного Знамени, Суворова II степени и Кутузова II степени. На знаменах 15 частей УДТК к концу Великой Отечественной войны красовались 54 боевых ордена. 27 воинов корпуса стали полными кавалерами Орденов Славы трех степеней, а 38 гвардейцам УДТК было присвоено звание Героя Советского Союза.

Первым свердловчанином, удостоенным звания Герой Советского Союза, стал также воин-танкист, командир танкового взвода 161-го отдельного танкового батальона 40-й танковой бригады 7-й армии Северо-Западного фронта Николай Григорьевич Кичин, отличившийся во время советско-финской войны.

Во время одной из ночных разведок боем танк Кичигина был подбит. Он вынес из горящего танка получивших ранения членов своего экипажа и оказал им первую помощь, после чего держал до утра оборону, уничтожив несколько десятков финских солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1940 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» младший лейтенант Николай Кичигин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 248.

В наши дни героическую летопись продолжили внуки и правнуки героев Великой Отечественной войны.

Касков Олег Александрович с декабря 1995 по май 1996 года участвовал в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. 4 апреля 1996 года мотострелковая колонна с танковым охранением под командованием лейтенанта Каскова была подбита, несколько человек тяжело ранены. Олег Касков вытащил раненых из танка и оказал им первую помощь, потушил пожар в боевом отделении танка. Затем занял место наводчика и прямым попаданием поразил точку, откуда наиболее интенсивно велся огонь по колонне. После поражения еще нескольких целей орудие заклинило. Ликвидировав вместе с механиком неисправность, Касков вел огонь до последнего снаряда, прикрывая выходившую из опасного положения колонну. Звание Героя Российской Федерации Каскову О.А. присвоено 14 июня 1997 года.

Мыльников Сергей Андреевич, во время боевых действий в Южной Осетии 9 августа 2008 года – командир танка Т-72 1-й танковой роты 141-го отдельного танкового батальона 19-й мотострелковой дивизии 58-й армии Северо-Кавказского военного округа, в составе группы из четырёх Т-72 вёл многочасовой бой с подразделениями грузинских войск, которые блокировали в Цхинвале миротворческий батальон российских войск. Своими действиями он способствовал выходу миротворцев из окружения.

Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 2008 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Южной Осетии, сержанту Мыльникову С. А. присвоено звание Героя Российской Федерации.

При подготовке материала использованы материалы интернет-ресурсов:

«Военное обозрение» https://topwar.ru/146702-den-tankista.html;

«Колокола памяти» http://memory.cdo-revda.edusite.ru/p19aa1.html;

Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BD,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *