Гражданский воздушный флот с началом Великой Отечественной войны войны поднялся на защиту Отечества. В напряжённой обстановке первых часов войны личный состав ГВФ был привлечён к выполнению боевых заданий. Началась перестройка всей работы на военные рельсы.

Непосредственными участниками боевых действий в первый день войны стали белорусские авиаторы. 22 июня 1941 года пилот Минского авиаотряда ГВФ С.П. Степанов доставил в приграничный район для наших сражающихся частей медикаменты и вывез с поля боя раненых бойцов. Он же выполнил несколько ответственных заданий военного командования по поиску наших танковых групп, оказавшихся в окружении в районах Барановичи и Гродно.

Самоотверженно работал пилот П. Иванов. 24 июня, на самолёте У-2, разыскивая одну из частей Красной армии, он был тяжело ранен, но, истекая кровью, нашёл в себе силы и продолжил полёт. Задание было выполнено.

23 июня 1941 года Совнарком СССР утвердил «Положение о Главном управлении гражданского воздушного флота на военное время». На его основании был приведён в действие мобилизационный план. В оперативном отношении гражданский воздушный флот подчинили Наркомату обороны, хотя многие функции, присущие отрасли, сохранились за Главным управлением ГВФ.

Для помощи Красной армии и участия в фронтовых операциях были сформированы шесть авиационных групп ГВФ особого назначения. В авиагруппы особого назначения были выделены лучшие экипажи. В дальнейшем были сформированы ещё несколько авиагрупп. Для обеспечения авиагрупп разбронировали спецавиатехническое имущество мобзапаса.

Основным транспортным средством стал самолёт ПС-84, он был произведён в 1939 году и мог перевозить 25 человек на расстояние до 2 тыс. км, но не имел вооружения.

На фронтовые части ГВФ возлагались перевозки бойцов и офицеров, транспортировка вооружения и боеприпасов, эвакуация раненых, доставка медикаментов, выполнение воздушно-десантных операций, обеспечение постоянной авиасвязи Москвы с фронтом и тылом. В дальнейшем эти функции значительно расширились.

При агрессивности истребителей и плотного зенитного огня противника, размытости линии фронта при отступлении советских войск от личного состава ГВФ потребовались не только мужество и смелость, но и незаурядное мастерство и находчивость для успешного выполнения боевых задач.

Особую сложность представляли начавшиеся вскоре ночные полёты в глубокий тыл противника. Отсутствие на борту вооружения и тихоходность самолётов при пролёте зон противовоздушной обороны противника и встречи с его истребителями заставили всех пилотов срочно овладеть тактикой бреющих полётов в прифронтовой полосе.

Выполнение боевых задач в сложных военных условиях и в дальних перелётах во многом зависело от штурманов. Становление штурманской службы началось буквально накануне войны и возглавил её майор М.И. Кокошин, а с 1943 года – Б.И. Давыдкин. В части были направлены лучшие штурманы, они обеспечивали безопасные маршруты полётов, выдерживание ориентировки в воздухе, перелёты в зарубежные страны.

С первых дней войны мастерство и мужество проявило немало пилотов. В числе первых отличились командиры кораблей Московской авиационной группы особого назначения) МАГОН П.А. Рыбин и А.И. Груздин. В ноябре 1941 года за проявленные мужество и героизм при выполнении задания А.И. Груздину, первому среди пилотов ГВФ -участников Великой Отечественной войны, присвоили звание Героя Советского Союза.

Многие полёты экипажей ГВФ можно было без преувеличения назвать боевыми, и совершались они с риском для жизни. С усилением боевых действий на фронтах подразделения ГВФ всё больше втягивались в напряжённую боевую работу.

Наряду с пилотами самоотверженно действовали бортмеханики и другие члены экипажей. На полевых аэродромах, в пунктах базирования боевой авиации бортмеханики выполняли срочные работы по ремонту самолётов, техническому обслуживанию двигателей и оборудования, чем до войны занимались наземные технические службы в аэропортах.

В интересах фронта были задействованы резервы авиаремонтных баз. Быстро перестроилась на военные рельсы Внуковская авиаремонтная база (АРБ) – одно из ведущих авиаремонтных предприятий ГВФ. Его рабочие сутками не покидали цеха, в короткие сроки на территории АРБ был налажен ремонт авиадвигателей.

Рабочие и инженерно-технический состав Быковского авиаремонтного завода день и ночь трудились, ремонтируя самолёты У-2. Часть из них была переоборудована в санитарные. В больших количествах выпускали из ремонта авиадвигатели, изготавливали детали для снарядов к реактивным миномётам.

С июля 1941 года тяжёлые транспортные самолёты ГВФ стали вооружаться турельными и хвостовыми пулемётными установками. Для выполнения этой важной задачи во Внуковской АРБ был создан цех вооружения, которым руководил инженер В.Н. Читаев.

В этот период погибло уже немало беззащитных машин ПС-84 и экипажей, поэтому установка вооружения на эти самолёты стала огромным успехом инженерно-технического состава ГВФ. Экипажи транспортных самолётов получили неплохую защиту от истребителей противника. Об её эффективности свидетельствует тот факт, что за первые полтора года войны только экипажами МАГОН было сбито 18 самолётов противника.

 В связи с ожесточающимися боями на фронте, перед авиагруппами ГВФ всё чаще ставились задачи перевозки к линии фронта медикаментов и медицинского персонала для оказания экстренной помощи раненым. С 23 июня по 1 сентября 1941 года самолётами ГВФ в прифронтовые госпитали было перевезено 46,5 т консервированной крови, 184,9 т медикаментов и госпитального оборудования, вывезено в тыл 30 тыс. раненых.

Блокада Ленинграда

Яркой страницей в историю гражданской авиации в начальный период войны вошли героические полёты в осаждённый фашистами Ленинград осенью 1941 года.

К 8 сентября врагом были уничтожены склады с продовольствием, и руководство Ленинграда стало расходовать на питание остатки уцелевших запасов. Требовалось срочно организовать поставку в осаждённый город продовольствия и вооружения, почты и медикаментов, обеспечить эвакуацию из города женщин и детей, раненых и больных, квалифицированных рабочих и специалистов. Причём сделать это надо было в условиях, когда единственной коммуникацией для связи города с Большой землёй осталось только замерзающее Ладожское озеро и воздушный коридор над ним.

Для оценки обстановки на месте и руководства войсками в Ленинград 10 сентября 1941 года прибыла группа генералов во главе с Г.К. Жуковым на самолёте МАГОН ГВФ ПС-84, пилотируемом командиром специального звена майором А.П. Лебедевым. Этот лётчик стал одним из первых, проложивших путь с востока в блокированный Ленинград.

Стратегическим центром снабжения Ленинграда стала Вологда, где базировался 232-й авиаотряд самолётов П-5 САГОН ГВФ, которым командовал лётчик П.П. Савин. В Вологде тяжёлые самолёты загружались и брали курс на Ленинград. За первый же день работы 30 самолётами ПС-84 в осаждённый город было переправлено более 70 т различных грузов. Обратными рейсами вывезли в Вологду первую группу детей, женщин, учёных. Так начал работать настоящий «воздушный мост» – большой и сложный механизм.

Пока не встал лёд на Ладоге, «воздушный мост» стал единственной коммуникацией, связывающей горд с Большой землёй. Воздушное пространство практически по всей трассе кишело истребительной авиацией противника, а небо над Ладогой стало ареной ежедневных воздушных схваток. В них участвовали и самолёты ГВФ.

Значительный вклад в обеспечение воздушно-транспортной связи с Ленинградом внёс инженерно-технический персонал полевых аэродромов, где временно базировались и получали дозаправку самолёты, летавшие в осаждённый город. Техсостав работал главным образом ночью, при слабом свете электропереносок, питавшихся от самолётных аккумуляторов. Часто машины возвращались с многочисленными пробоинами, с серьёзными нарушениями жизненно важных систем и узлов. И техперсонал делал всё возможное, давая машинам вторую жизнь, причём в невероятно короткие сроки.

В конце ноября 1941 года из-за интенсивных обстрелов Комендантский аэропорт был закрыт и приём транспортных самолётов стал осуществляться в основном на аэродроме Смольное, а иногда – в Сосновке. Аэродром Смольное, ставший в последствии аэропортом гражданской авиации, был построен за неделю, хотя требовалось для этого два месяца. За считанные дни вблизи железнодорожной станции Ржевка появились взлётно-посадочные полосы, рулёжные дорожки, капониры.

Полёты в Ленинград выполняли также экипажи авиагруппы связи ГВФ (АГСОН ГВФ) особого назначения. Они доставляли в город почту, офицеров связи, матрицы центральных газет.

Самолётами этой авиагруппы из блокадного Ленинграда были вывезены Театр юного зрителя, писатель М.М. Зощенко, поэтесса А.А. Ахматова, артист Н.К. Черкасов и многие другие творческие работники.

Учитывая сложившуюся в Ленинграде критическую ситуацию, Государственный Комитет Обороны СССР 20 сентября 1941 года принял постановление «Об организации транспортной воздушной связи между Москвой и Ленинградом» и обязал Главное управление ГВФ выделять ежедневно 30-40 самолётов для доставки в осаждённый город не менее 100т продовольствия, вооружения, боеприпасов.

Битва под Москвой

К концу 1941 года не только блокировали Ленинград, но, и захватив Витебск и Смоленск, двинулись к Москве.

Началась битва под Москвой – одно из крупнейших сражений Второй мировой войны. Войскам и боевой авиации активно помогали авиагруппы ГВФ, и прежде всего Московская и Западная авиагруппы особого назначения (бывшая Белорусская), Особая авиагруппа связи ГВФ и некоторые другие подразделения гражданского воздушного флота. Только части Красной армии обслуживало более 350 самолётов ГВФ, из них 69 – тяжёлых ПС-84. Немало экипажей ГВФ, выполняя задания Ставки, летали в глубокий тыл противника.

В разнообразии задач, решаемых гражданской авиацией, особое место в ходе оборонительных боёв под Москвой заняли операции МАГОН по заброске воздушно-десантных войск в тыл врага и на наиболее важные участки фронта, где требовались срочные подкрепления. На командование МАГОН ГВФ возложили не только организацию и проведение всех десантных операций, но и передали ему в оперативное подчинение все тяжёлые транспортные самолёты ДБА и фронтов.

Эти боевые операции стали для ГВФ самыми крупными с начала войны. Наиболее значительные из них были проведены в октябре 1941 года, когда мощная танковая группировка врага, прорвав оборону Западного фронта, вышла в район Орла и пыталась развить наступление на Москву с юга. Для ликвидации этой угрозы Московская авиагруппа за четыре дня должна была перебросить из Тейково на аэродромы Орла и Мценска 5-й воздушно-десантный корпус. 20 экипажей ГВФ водили свои машины на сброс десантов по нескольку раз в день. Каждый рейс продолжался свыше четырёх часов. С большим напряжением трудились наземные службы МАГОН ГВФ. Инженерно-технический состав, возглавляемый главным инженером авиагруппы Ц.М. Ребровым, до предела сократил сроки технического обслуживания и заправки самолётов. Всё это позволило осуществить операцию за три дня, не потеряв ни одного самолёта. Это был первый опыт десантирования войск с применением большого числа транспортных самолётов ГВФ.

Примером доблести в боях под Москвой явилась деятельность Западной авиагруппы ГВФ. По заданиям ВВС Западного фронта её лётный состав днём и ночью проводил разведку позиций противника, забрасывал в его тыл разведчиков с последующим обеспечением их продовольствием и снаряжением. Но главными задачами группы стали эвакуация с передовых позиций раненых и бомбардировка вражеских войск клеёнчатыми мешками, наполненными быстро воспламеняющейся горючей смесью – термитом и гранатами.

Изобретение этих «особых бомб» принадлежало молодым инженерам НИИ ГВФ Я. Островскому и Л. Копылову, а изготовлялись они прямо на аэродроме бойцами ВОХР. Бомбы были очень просты по конструкции и эффективны по действию. Сравнительно небольшая скорость самолётов и малая высота полётов давали возможность с большой точностью накрывать цель. Эти бомбёжки психологически изматывали противника, выкуривая его из Подмосковья.

Всего в боях под Москвой авиагруппой было выполнено 672 боевых вылета на бомбардировку противника и сброшено 2 100 «огненных мешков». Значительная заслуга в этом пилотов Т.А. Ковалёва, В.А. Свеженцева, Н.С. Зидрашко, Н.М. Зотова, И.И. Щербакова, М.М. Жеронкина, П.Г. Гавриша и командира отряда В.Н. Клыкова.

«Героическим тружеником» в Великую Отечественную войну стал самолёт ПС-84 (с сентября 1942 года – Ли-2), а самым массовым самолётом был У-2, на котором прошли школу лётного мастерства перед войной тысячи курсантов лётных училищ, будущих лётчиков ВВС и ГВФ. С первых дней войны он стал использоваться как связной и санитарный (С-2 и С-2), а чуть позже и как бомбардировщик.

Бои на Северно-Западном направлении

В начале 1942 года тяжёлые наступательные бои против 18-й немецкой армии вели Ленинградский и Волховский фронты. Их боевые действия обеспечивала Северная авиагруппа ГВФ, которая имела семь авиаотрядов, Ленинградский и Волховский аэропорты и семь посадочных площадок.

Экипажи работали в интересах 2-й ударной армии и несли большие потери. Пришлось срочно готовиться и выполнять ночные полёты, изыскивать более безопасные маршруты и коридоры для пересечения линии фронта, летать на малой высоте, обходя зоны огня ПВО фашистов. Много неприятностей нашим незащищённым «тихоходам» приносили вражеские прожекторы и веерные зенитные установки. Уже в первые месяцы войны в Западной авиагруппе разработали достаточно эффективный метод борьбы с немецкими ПВО. На нескольких У-2 техники установили реактивные снаряды. Как только самолёт подходил к зоне ПВО, вспыхивал луч прожектора. У-2 на малой высоте подходил к прожектору и четыре реактивных снаряда летели на его уничтожение. Также разделывались и с зенитками, прокладывая безопасный путь основной группе.

Оборона Севастополя

В конце июня 1942 года противник начал крупное наступление на южном крыле фронта с целью выхода к нефтеносным районам Кавказа и захвата плодородных земель Дона, Кубани, Крыма, Нижней Волги, предпринял третий решающий штурм Севастополя.

Защитникам главной базы Черноморского флота потребовалась срочная доставка по воздуху боеприпасов и продовольствия. Её возложили на Московскую авиагруппу ГВФ.

Две эскадрильи по 20 самолётов ПС-84 с наиболее опытными экипажами под руководством В.П. Короткова были переброшены под Краснодар.

В ночь на 21 июня 1942 года они уже доставили в Севастополь 40 тонн боеприпасов и вывезли из осаждённого города более 500 раненых солдат.

В последующем полёты в Севастополь совершались, как правило, в ночное время над морем. Единственная площадка – Херсонесский маяк – оставшаяся в руках защитника города, на которую производили посадку транспортные самолёты, непрерывно подвергалась артиллерийскому обстрелу и ожесточённым бомбардировкам с воздуха. В районе посадки часто приходилось преодолевать бушевавшие грозы и ливни. В операции участвовали экипажи В.Бибикова, Е.Басова, Г.Волкова, В.Любимова, В. Кварталова и другие. Иногда, не имея возможности приземлиться под огнём противника на Херсонесском «пятачке», груз приходилось сбрасывать над боевыми позициями.

Сталинградская битва и битва за Кавказ

В конце июля 1942 года гитлеровские войска устремились к Сталинграду. Все силы ГКО были направлены на его защиту. В небе на подступах к городу развернулась настоящая битва за господство в воздухе. В оборону Сталинграда немалый вклад внесли Московская авиагруппа ГВФ (командир В.М. Коротков), особая авиагруппа связи ГВФ (командир С.Н. Шарыкин), Киевская авиагруппа ГВФ (командир Ш.Л. Чанкотадзе) и 13-я авиагруппа ГВФ (командир В.М. Трутнев).

Экипажи авиагруппы обеспечивали связь между Ставкой Верховного главнокомандующего и сражавшимися на Волге армейскими штабами, доставляли срочные военные грузы на передовые участки фронта и в места, недоступные для наземного транспорта, вывозили раненых. Несколько экипажей постоянно базировались за Волгой и осуществляли различные перевозки, забрасывали разведгруппы в тыл врага

Курская битва

Особое место в боевых операциях Советской армии 1943 года заняла Курская битва.

В раскалённые солнцем июльские дни сражение напоминало море огня. В небе почти непрерывно шли воздушные бои. В этой битве на Огненной дуге советская авиация окончательно завоевала господство в воздухе и удерживала его до конца войны. Соединения и части Красной армии и Военно-воздушных сил поддерживались пятью отдельными авиаполками и двумя авиадивизиями ГВФ, имевшими в своём составе около 400 самолётов, в том числе и новые скоростные тяжёлые Ли-2 и С-47. Впервые за годы войны на сравнительно узком участке фронта было задействовано такое большое количество самолётов гражданской авиации.

Партизанское движение

Ярким периодом в истории ГВФ в Великой Отечественной войне стала помощь партизанам. Полёты на огни партизанских костров осуществлялись в течение всей войны всеми авиагруппами и авиаотрядами ГВФ на всём протяжении фронта от Карелии до Крыма. В начале войны полёты в тыл противника носили эпизодический характер, так как определялось местонахождение партизанских отрядов, устанавливалась связь с ними, а с конца 1941 года полёты приняли систематический характер, и за год было выполнено 1384 самолёто-вылета. Основную нагрузку в этой работе несла Московская авиагруппа, имевшая многоместные самолёты ПС-84.

Экипажи ГВФ доставляли партизанам всё необходимое для борьбы с оккупантами и защиты местного населения от карателей. Для приёма самолётов на партизанские площадки забрасывались авиаспециалисты. Производилась эвакуация раненых, доставка продовольствия. Увеличивалась и продолжительность полётов.

Специальные полёты

Наряду с полётами к партизанам и в глубокий тыл противника организовывался целый ряд особо важных международных полётов по правительственным заданиям.

Экипаж пилота П.А. Рыбина (1-я авиационная транспортная дивизия), неоднократно совершал рейсы в Тегеран, успешно летал в Каир, совершил полёт с правительственным грузом в Стокгольм. Возвращаясь с этого задания, самолёт был сбит у линии фронта, весь экипаж погиб.

Из международных перелётов знаменательным для 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ стал полёт опытных командиров кораблей Н. Новикова и Н. Метлицкого в Тегеран. Авиаторы доставили туда советскую делегацию на совещание представителей СССР, США и Великобритании.

Родина помнит, Родина гордится!

Великая Отечественная война стала не только труднейшим, но и самым героическим этапом истории гражданской авиации СССР. ГВФ в кратчайшие сроки перестроился на военный лад и ввёл мобилизационные планы, сосредоточив основные усилия на оказании всемерной помощи фронту.

В состав особых подразделений ГВФ и в части ВВС Красной армии и авиации дальнего действия были переданы лучшие кадры авиаторов. Личный состав ГВФ оправдал доверие народа, Родины и проявил высокий патриотизм и любовь к своему Отечеству. На фронте и в тылу он показал высокие образцы мужества, самоотверженности и массового героизма.

Фронтовые части ГВФ за годы войны совершили в зоне фронтовой полосы и в тылу противника около 1,5 млн самолёто-вылетов. Они участвовали во всех крупных оборонительных и наступательных операциях советских войск, следуя за ними, часто меняя оперативные аэродромы.

На части ГВФ легла основная тяжесть срочных перевозок личного состава ВВС и раненых, а также боеприпасов и военных грузов в пределах фронтов, доставки грузов для партизан.

Сотни бессонных ночей провели авиаторы в воздухе, выиграв тысячи поединков со смертью. Сколько надо иметь силы воли, знаний и умения, какой надо обладать выносливостью, чтобы совершать по 400 и более боевых вылетов, пройдя в небе войны сотни тысяч километров.

Война обожгла своим пламенем судьбы многих авиаторов ГВФ. На фронтах погибли пилоты, члены лётных экипажей и других категорий авиаспециалистов. Фронтовые части ГВФ потеряли более 1000 самолётов.

За годы войны в ГВФ выросла целая плеяда прославившихся лётчиков, штурманов, бортрадистов, инженеров, техников и командиров. Заслуги личного состава ГВФ в оказании помощи фронту высоко оценило командование Красной армии и советское правительство.

За успешное выполнение боевых заданий, мужество и храбрость, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, четыре отдельных авиаполка, отдельная авиаэскадрилья и 10-я авиатранспортная дивизия ГВФ были преобразованы в гвардейские, двенадцати полкам были присвоены почётные наименования городов, в освобождении которых они участвовали. Семь полков и дивизия ГВФ были награждены боевыми орденами. 3-я отдельная авиационная дивизия связи и 97-й отдельный авиаполк ГВФ награждены орденами Красного Знамени, 44-й отдельный Уманский и 26-й отдельный Криворожский авиаполки ГВФ — орденами Богдана Хмельницкого 2-й степени. 69-й отдельный Ломжинский авиаполк ГВФ награждён орденом Кутузова 3-й степени. 120-й гвардейский Инстербургский и 105-й гвардейский отдельные авиаполки ГВФ были удостоены орденов Александра Невского, а 23-й отдельный Берлинский авиаполк ГВФ был награждён двумя орденами – Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени.

Орденами и медалями награждено более 15 тыс. авиаторов-фронтовиков, а с учётом работавших в тылу – более 20 тыс. человек.

15 лётчиков из фронтовых частей ГВФ за героизм и мужество удостоены высокого звания Героя Советского Союза. О бессмертных подвигах авиаторов ГВФ напоминают сегодня многочисленные памятники. Они встали в тех местах, где полыхало пламя самой жестокой войны в истории человечества. Именами прославившихся авиаторов названы лётные учебные заведения гражданской авиации, улицы и площади многих городов России.

Источник:

http://gosniiga.ru/news/grazhdanskij-vozdushnyj-flot-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny/

https://ugmtu.favt.ru/public/files/%D0%93%D0%90%20%D0%B2%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%92%D0%9E%D0%92.pdf

https://www.aex.ru/docs/7/2015/4/21/2219



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *