В преддверии памятной даты – 22 июня мы публикуем серию материалов о первых героях войны.

Сегодня – о советских летчиках, которые, зачастую жертвуя собственной жизнью, защищали родное небо от вероломно напавшего врага и шли на таран. Таран, как форма воздушного боя, был зафиксирован уже в первые часы Великой Отечественной войны.

Из разных источников известно, что только в первый день Войны тараны совершили младшие лейтенанты Л.Г. Бутелин и Е. Панфилов, лейтенанты П.С. Рябцев и И.И. Ковтун, старший лейтенант А.И. Мокляк, капитан А.И. Протасов, младший лейтенант Н.П. Игнатьев. Мы расскажем несколько историй первых дней войны.

1. Ранним утром 22 июня 1941 года по тревоге тройка наших «И-16» под командованием заместителя командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка старшего лейтенанта Иванова взмыла в небо, чтобы уничтожить группу бомбардировщиков противника «Хе-111», вторгшуюся в воздушное пространство Советского Союза.

Когда советские летчики выполнили поставленную перед ними задачу, ведущий группы старший лейтенант Иванов направил свое звено к аэродрому, продолжая наблюдение за воздушным пространством.

Два самолета из группы успешно приземлились, уже и старший лейтенант Иванов развернул свой самолет на посадку, когда заметил вражеский бомбардировщик, приближающийся к аэродрому. Решение пришло мгновенно: Иванов атаковал неприятеля. Последние патроны он выпустил по неприятельскому самолету, к тому времени горючее было почти израсходовано, а враг все еще не повержен.

Тогда летчик принял решение – идти на таран. От столкновения самолет противника потерял управление, врезался в землю на окраине аэродрома и взорвался, а его экипаж погиб. Но и самолет Иванова был сильно поврежден, а из-за малой высоты пилот не смог выпрыгнуть с парашютом и погиб.

Очевидцы утверждали, что часы Ивана Иванова, остановившиеся от удара о землю, показывали именно это время – 4 часа 25 минут. А десятью минутами позже (по другим источникам 10 минутами раньше) был совершен еще один воздушный таран младшим лейтенантом Дмитрием Васильевичем Кокоревым.

2. На рассвете 22 июня 1941 года, возвращаясь с разведывательного задания на самолете «МиГ-3», младший лейтенант Дмитрий Кокорев обнаружил, что его аэродром Высоко-Мазовецк (Западная Украина, район города Замбров), сильно пострадал от налета вражеской авиации. В это же время от советского аэродрома в направлении государственной границы удалялся немецкий самолет-разведчик «Ме-110», который, по-видимому, контролировал результаты удара.

Не раздумывая младший лейтенант Кокорев рванулся вслед за неприятелем – враг не должен уйти. Наш летчик провел несколько неудачных атак, немец не переставая отстреливался. Подойдя к неприятельской машине на близкое расстояние и нажав на гашетку, Кокорев обнаружил, что снарядов больше нет. Единственный выход – таран! Маневр удался, и фюзеляж вражеского самолета разломился, машина неприятеля рухнула на землю. От удара истребитель Кокорева вошел в штопор, а мотор заглох. Однако летчик сумел выровнять машину, совершил вынужденную посадку и пешком вернулся в расположение полка. За этот подвиг и другие успешные боевые операции младший лейтенант Дмитрий Васильевич Кокорев был награжден орденом Красного Знамени.

После тарана отважный летчик сражался в небе Москвы и Ленинграда, совершил более 100 боевых вылетов и сбил 5 фашистских самолетов. Погиб герой в бою на Ленинградском фронте 12 октября 1941 года.

3. В ночь на 25 июня 1941 года бомбардировщики неприятеля совершали налет на советский аэродром, расположенный около райцентра Тарутино в Одесской области, где базировался 146-ой истребительный авиационный полк. Для отражения нападения в небо поднялись три советских самолета: два истребителя «МиГ-3» и «И-16». Одним из «МиГ-3» управлял старший лейтенант Константин Петрович Оборин. В кромешной темноте, ориентируясь лишь на следы трассирующих пуль, старший лейтенант настиг неприятеля. В разгар боя пулемет нашего самолета заклинило – летчик решил таранить самолет неприятеля. Действуя смело и грамотно, Константин Оборин подвел свою машину вплотную к вражеской и нанес удар винтом по левой плоскости неприятельского самолета. Машина противника с разрубленным крылом упала на землю.

Несмотря на сильный удар, Оборину удалось посадить машину на свой аэродром. При осмотре выяснилось, что повреждения самолета незначительны, и после нескольких часов работы авиамехаников машина снова была в строю.

Военная судьба летчика Оборина была недолгой. 29 июля 1941 года при посадке самолета после выполнения боевого задания Константин Оборин получил тяжелую травму позвоночника и 18 августа скончался в госпитале от полученных ран.

4. На рассвете 22 июня 1941 года заместитель командира эскадрильи по политической части 127-го истребительного авиационного полка старший политрук А.С. Данилов со своими летчиками патрулировал воздушное пространство над городом Гродно. Неожиданно с разных сторон к городу стали подходить фашистские бомбардировщики и истребители. Эскадрилья рассредоточилась. Завязались групповые воздушные бои. Данилов сбил два вражеских самолета. Но в круговерти воздушного боя были израсходованы все боеприпасы. Тогда, приблизившись к самолету врага вплотную, А.С. Данилов направил свой И-153 на вражескую машину и винтом отрубил ей крыло. Фашистский самолет вспыхнул и начал падать.

Скоро в «Правде» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении А.С. Данилова орденом Ленина посмертно. Но Андрей Степанович не погиб. Тяжело раненый, он сумел посадить свой истребитель. После выздоровления старший политрук Данилов вернулся в строй и вел воздушные бои на Ленинградском и Волховском фронтах. Окончание войны застало А.С. Данилова на Забайкальском фронте. Он – единственный из советских летчиков, совершивших тараны 22 июня 1941 года и доживший до конца войны.

По материалам сайтов www.topwar.ru, www.pobeda.elar.ru (проект «Календарь Победы»).



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *