20 мая исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза А.П. Маресьева

Время – беспристрастный цензор, безжалостно вымарывающий из истории упоминания о многих событиях и их участниках. Но если и оно не в силах стереть из народной памяти имена людей, ставших олицетворением мужества и самопожертвования во имя Отечества, значит, они по праву занимают свою строку в героической летописи страны. Одним из таких символов эпохи остаётся фронтовой лётчик Алексей Маресьев. Каким был легендарный человек в повседневной жизни, вне широкого внимания окружающих и что осталось «за кадром», «Красной звезде» рассказал его сын – Виктор Маресьев.

Люди старшего поколения, безусловно, хорошо помнят о воинском и духовном подвиге «настоящего человека», как образно назвал Алексея Петровича писатель Борис Полевой. Это он открыл его для широких масс и рассказал о крайне нелёгкой и уникальной судьбе лётчика-истребителя.

5 апреля 1942 года в одном из воздушных боёв в районе Демянского «котла» самолёт старшего лейтенанта Маресьева был подбит и совершил вынужденную посадку на лес, за линией фронта. 18 суток раненый и обмороженный пилот пробирался к своим. Неимоверными усилиями, преодолевая боль, приговоры врачей, неверие окружающих, ему всё же удалось добиться восстановления на лётной работе и снова подняться во фронтовое небо, чтобы бить фашистов.

Именно таким, настойчивым в достижении целей и бесстрашным в боях, знает страна и весь мир Героя Советского Союза Алексея Маресьева по книге «Повесть о настоящем человеке» и одноимённому фильму. Но каким был всенародно известный герой не на экране, а в жизни, в том числе в послевоенный период, как и кем ощущал себя в изменяющемся мире, видели только его близкие.

Мы встретились с сыном фронтового лётчика в Подмосковье, в скромном доме, который построил сам Алексей Петрович. Разговор на­чался с того, что Виктор Алексеевич постарался в очередной раз подчерк­нуть, что его отец никогда не считал себя выдающейся личностью и до последних дней оставался простым и доступным для окружающих.

– Отец не любил повышенного внимания к себе, которое стало проявляться после выхода книги и фильма. «Ну какая из меня легенда?! Я обычный человек, который, как и вся страна во время войны, защищал Отечество как мог», – говорил он после очередного чествования. «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых свой Полевой не нашёлся».

Чтобы понять истинные мотивы совершаемых человеком поступков, следует поглубже «заглянуть» в его прошлое и постараться понять, при каких обстоятельствах начиналось формирование его мировоззрения. Виктор Алексеевич рассказал о детстве и первых отцовских шагах к мечте.

Дорога в небо

Родился Алексей Маресьев 20 мая 1916 года в Камышине, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Его отец, Пётр Маресьев вернулся с Первой мировой войны израненным, поэтому долго не прожил и умер, когда Алексею было три года. Екатерине Николаевне, его матери, пришлось в одиночку растить троих сыновей. Братья с детства познали нужду и необходимость трудиться, чтобы чего-нибудь достичь в жизни. Алексей рос болезненным, но заставлял себя превозмогать болячки и заниматься спортом. Всегда стремился быть в лидерах. В семейном архиве, хранителем которого является Виктор Алексеевич, есть знаковая фотография того времени: фэзэушник Алексей Маресьев верхом на лошади. Нижняя часть фото оказалась засвеченной – как раз до голеней ног седока, которые впоследствии будут ампутированы именно по этому случайному срезу изображения.

Как раз в то время Алексей загорелся авиацией. Вместе с друзьями-единомышленниками они задумали создать аэроклуб. Но Камышинский райком комсомола решил иначе и направил Алексея на строительство Комсомольска-на-Амуре. «Разры­ваясь между мечтой о небе и настойчивостью райкома, отец едва не поплатился членством в комсомоле, – рассказывает сын героя. – Однако комсомольская дисциплина и совет мудрой бабушки остепениться взяли верх, и в 1934 году комсомольская стройка пополнилась ещё одним юным строителем». Вместе с бригадой Алексей Маресьев пилил лес в тайге, строил бараки. Как ни странно, но трудные условия и дальневосточный климат способствовали укреплению здоровья.

В октябре 1939 года пришло время призыва в армию. Волей военкомата Маресьев оказался в 12-м авиационном отряде Сахалинского пограничного отряда. Служил авиамотористом и с завистью смотрел на сидящих за штурвалами пилотов, охранявших государственную границу.

«Руки мерзли даже в варежках. Но в варежках в мотор не заберёшься, тем более не укрепишь какой-нибудь дюрит или шплинт. Скинешь эти варежки, работаешь голыми руками, поминутно отдирая от заледеневшего металла примерзавшие к нему пальцы», – впоследствии рассказывал Алексей Петрович о начале своей лётной и военной карьеры. Но несмотря на все трудности, он лишь укрепился в своей мечте летать. Настойчивого авиамоториста заметили и настоятельную просьбу удовлетворили. В 1939 году командование направило Маресьева во вновь организованную в Чите 30-ю военную школу пилотов, которая в октябре того же года была перебазирована в Батайск.

Свой первый боевой вылет в Великой Отечественной войне молодой лётчик-истребитель совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

Не как в кино

Как поделился секретами сын Героя, всех и всегда особенно интересовал вопрос, насколько точно события, показанные в фильме, соответствуют действительности?

– Отец рассказывал, что многое отражено верно. Конечно, что-то домыслено автором – это же художественное произведение. Кое-что, имевшее место в реальности, в то время просто не могло быть показано. Например, сразу после возвращения из-за линии фронта Маресьев попал на допрос в особый отдел – всё-таки 18 суток находился в тылу врага. В том, что перед ними не изменник или вражеский лазутчик, контрразведчиков убедили тяжёлые раны и не использованные с 5 апреля талоны на питание, сохранившиеся в кармане лётного комбинезона.

По-иному выглядела и сцена во фронтовом госпитале. Практически не подающий признаков жизни лётчик на самом деле лежал не в палате, как показано в кино, а на каталке в коридоре, дожидаясь доставки в морг. Помог случай. Именно в этот момент мимо умиравшего проходил профессор Теребинский. Он и приказал срочно отправить его на операционный стол. Врачи были вынуждены ампутировать Маресьеву ноги в области голеней, поражённых гангреной, но жизнь спасли.

Не вошли в фильм и мытарства будущего героя после выписки из госпиталя и повторного обучения пилотированию в Ибресинской лётной школе. Мало кто хотел иметь в подчинении безногого пилота. Не одну авиачасть сменил Маресьев, пока в июне 1943 года не убедил командира 63-го гвардейского истребительного авиационного полка взять его к себе. И только в феврале следующего года удалось совершить первый после ранения пробный полёт. Лишь после того, как командир эскадрильи Александр Числов под свою ответственность в паре с ним несколько раз поднялся в небо, Маресьеву доверили реальные боевые дела.

Бои после войны

Виктор Алексеевич также обратил внимание на то, что вопреки устоявшемуся мнению звание Героя Советского Союза его отец получил не за то, что воевал без ног, а за реальные боевые победы в воздухе. Ещё до ранения на его личном счету было четыре сбитых вражеских самолёта. После возвращения в строй 20 июля 1943 года во время воздушного боя с превосходящими силами противника он спас двух боевых товарищей и сбил сразу два вражеских истребителя. Всего же за годы войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 самолётов врага, в том числе 7 – после своего повторного возвращения в небо.

В отставку майор Алексей Маресьев ушёл в 1946 году. Как сказал Виктор Алексеевич, в этом тоже наглядно проявились лучшие черты характера его отца. Имея к тому времени всенародную известность и будучи лично знакомым со Сталиным, который первым здоровался с ним, Алексей Петрович отказался учиться в Академии Генерального штаба, понимая, что впоследствии летать уже не будет и станет, скорее всего, лишь «свадебным генералом».

– Отец заявил тогда , что в мирное время безногие генералы стране не нужны, а начнётся война, так он и без высоких чинов и званий пойдёт бить врага. И поступил в Высшую партийную школу.

Прямолинейность в суждениях и делах, а в некоторых случаях и упрямость впоследствии не раз осложняли Алексею Петровичу отношения с начальниками различного ранга, но и позволяли пробиваться сквозь препоны, которых на Руси всегда хватало. Виктор Алексеевич рассказал, как, будучи ответственным секретарём Советского, а затем Российского комитета ветеранов войны, его отец всегда старался кому-либо помочь:

– Работа с ветеранами – это вечные проблемы: жильё, пенсии, лекарства, санаторные путёвки. Отец всё это в буквальном смысле выбивал у властей. Однажды в ЦК КПСС его строго отчитали: «Алексей Петрович, не превращайте ветеранский комитет в собес». Кстати, десятки тысяч ветеранов обязаны ему бесплатными «Запорожцами». Чиновники хотели усадить всех инвалидов в мотоколяски, даже завод в Серпухове построили для их производства. На совещании в Совмине один из министров спросил Маресьева, почему он так настаивает именно на вручении инвалидам войны автомобилей, а не «инвалидок», как народ прозвал эти так называемые транспортные средства. Отец вспылил, схватил указку и стал стучать по своим протезам: «Вот почему! Люди, не жалея здоровья и самой жизни воевали, а вы их в убогие коляски усадить хотите!» Все пристыженно умолкли. Инвалиды после этого стали получать «Запорожцы».

Несмотря на свои широкие возможности, Алексей Петрович никогда не использовал их в личных интересах. Он был настолько прост и непривередлив в быту, что до последних дней спал на простой кушетке, а в квартире не то что роскоши, но и сколько-нибудь богатой обстановки не было. От помощников отца Виктор Алексеевич узнал такую историю: когда король Испании, потрясённый подвигом безногого лётчика, решил подарить ему виллу на берегу моря, Маресьев, ни с кем не советуясь, отказался от королевского подарка. Между тем жизнь лётчика-героя не была такой уж беззаботной, как это могло показаться. Виктор Алексеевич рассказал, что у него был ещё брат – Алексей, получивший тяжёлое заболевание в детстве и оставшийся инвалидом.

– Отец всю жизнь копил деньги, чтобы обеспечить ему сносное существование в будущем. Однако так и не смог. После развала Советского Союза Маресьеву назначили персональную пенсию, которой и на лекарства не хватало. Ему посоветовали переоформить её на обычную военную, но в результате прибавилась всего-то пара сотен. Отец тяжело переживал перемены в стране и не всё мог принять. «Я советский человек. Красное знамя – это моё!» – открыто говорил он. При этом был очень мужественным и волевым. Ни на фронте, ни после никогда не показывал, насколько ему больно. Врачи рекомендовали ходить непременно с палочкой, а он в ответ: ни в коем случае. Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме – лыжи, коньки, велосипед, плаванье. Будучи в санатории под Куйбышевом, за 55 минут переплыл Волгу шириной более двух километров. Отец даже машину водил обычную, а не с ручным управлением, и до 72 лет сам был за рулём. До последних дней делал зарядку – в постели, сидя (его ещё в госпитале этому научили), на протезах.

Умер Алексей Петрович Маресьев 18 мая 2001 года. В этот день в Театре Российской Армии был намечен торжественный вечер по случаю его предстоящего 85-летия. Однако за час до торжества сердце бесстрашного лётчика и мужественного человека остановилось…

О многом ещё говорили мы с сыном легендарного человека. О трудном детстве Алексея Маресьева, его тернистом пути к заветной мечте. Об отношениях в семье Маресьевых, о дружбе отца с Гагариным…

– Отец всегда и при любых обстоятельствах оставался скромным и порядочным человеком. И от нас с братом всегда требовал, чтобы мы уважительно, без высокомерия относились к людям и не подчёркивали, что мы – дети Героя. «Гордость – это одно, кичливость, – совсем другое» – его слова.

Таким Маресьев и остался в памяти не только близких, но и всех, кто его знал, – настоящим человеком, достойным Отечества, которое его взрастило.

Олег ГРОЗНЫЙ, «Красная звезда», 20 мая 2016 года

http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/28913-podvig-na-vse-vremena

 



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *