Венедиктов Валерий Николаевич – конструктор танкового вооружения, главный конструктор ордена Ленина Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Министерства оборонной промышленности СССР (город Нижний Тагил Свердловской области), генерал-майор-инженер.

Родился 13 июня 1924 года в Ташкенте. Русский. Сын преподавателя. В детстве перенёс тяжелое заболевание и большую часть курса средней школы обучался на дому, (из 9 классов школы посещал только 4).

В Красной Армии – с января 1942 года. Зачислен слушателем в Военную академию бронетанковых и механизированных войск РККА имени И.В. Сталина, которая тогда находилась в эвакуации в Ташкенте. С октября 1942 года – красноармеец учебного танкового полка Среднеазиатского военного округа. С марта 1943 года – курсант 1-го Харьковского танкового училища (дислоцировалось в эвакуации в городе Чирчик Ташкентской области Узбекской ССР). В 1944 году окончил ускоренный курс этого училища и вновь зачислен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск РККА имени И.В. Сталина, которую окончил в 1949 году.

С 1949 года работал в Нижнем Тагиле Свердловской области на Уральском танковом заводе имени И.В. Сталина (ныне ОАО НПО «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского) в Конструкторском бюро (до 1971 года – конструкторский отдел № 520) на должности инженера-конструктора моторного отдела. Участвовал в создании танка Т-54, на котором предложил значительное улучшение конструкции жаротрубного кольцевого котла и внёс ряд других предложений по усовершенствованию.

С 1954 года – заместитель главного конструктора того же КБ по новой технике, участвовал в создании «объекта 140» – опытного танка с безнаддувным двигателем повышенной мощности, а также «объекта 167Т» и «объекта 166ТМ» – танков с газотурбинным двигателем. На этих опытных образцах имелось большое количество технических новинок и принципиально новых конструкторских решений, но сами танки в целом были признаны неудачными и в серийное производство не запускались. Зато добился больших успехов на другом участке работы, производя модернизацию танков Т-55А и Т-62М под новейший двигатель В-36.

С 1959 года находился в служебной командировке в Китайской Народной Республике, консультант главного конструктора танковых вооружений КНР на заводе в городе Баотоу и руководитель группы советских технических специалистов.

После возвращения в Уральское КБ транспортного машиностроения в 1960 году стал одним из главных разработчиков танка Т-62 (производился в 1961- 1975 годах, выпущено свыше 20 000 танков, активно поставлялся на экспорт) и ряда его модификаций. Также руководил созданием «объекта 150» – первого советского ракетного танка, вооружённого противотанковыми управляемыми ракетами вместо артиллерийского орудия, который был принят на вооружение как «истребитель танков ИТ-1» и производился небольшой серией (около 220 штук) в 1966-1970 годах.

С августа 1969 года – исполняющий обязанности, а с января 1970 года – главный конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения. Звёздным часом конструктора стал венец многолетней работы (с 1967 года) над «объектом 172» и «объектом 172М» – средний танк Т-72. Великолепная боевая машина, во-многом задавшая вектор развития мирового танкостроения, была принята на вооружение в 1973 году и до настоящего времени находится на вооружении Российской Армии. В СССР и России было выпущено свыше 30 000 танков Т-72, ещё несколько тысяч танков по лицензиям произведены на заводах Индии, Чехословакии, Польши, Ирана, Ирака. Мощный конструкторский задел позволил разработать и успешно запустить в производство до 35 различных модификаций этой машины (с учетом иностранных), а на базе Т-72 было разработано 30 типов различных специальных боевых и вспомогательных видов боевой техники. Танк Т-72 стоял и стоит на вооружении в 45 государствах мира, принимал участие в десятках войн и вооружённых конфликтов.

За успешное создание новейшей боевой техники указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 15 сентября 1976 года генерал- майор-инженеру Венедиктову Валерию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В дальнейшем работал над многочисленными модификациями и модернизациями Т-72, в том числе в 1980-х годах провёл его коренную модернизацию. Всего же под руководством замечательного конструктора разработано около 120 видов боевой техники, значительная часть из которых принята на вооружение.

В 1987 году по состоянию здоровья оставил пост Генерального конструктора и перешёл на должность ведущего конструктора в отдел двигателей своего КБ, а в 1988 году вышел на пенсию.

Жил в городе Челябинске. Скончался 30 ноября 1995 года в Челябинске. Похоронен в городе Нижний Тагил Свердловской области на кладбище Пихтовые горы.

Лауреат двух Государственных премий СССР (1974, 1982). Заслуженный деятель науки и техники СССР (1984).

Генерал-майор-инженер (25.04.1975).

Генерал-лейтенант (5.11.1985).

Награждён орденами Ленина (15.09.1976), Трудового Красного Знамени (26.04.1971), медалями, иностранной наградой – медалью «Советско- китайская дружба» (КНР, 1960).

Мемориальная доска установлена в Нижнем Тагиле на доме, в котором он жил (2011).

Источник: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=15270



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *