Еще в 30-х годах прошлого столетия на совещании Народного комиссариата обороны СССР был остро поставлен вопрос по выбору модели для Вооруженных Сил.

Армия нуждалась в тяжелом мотоцикле с коляской. На выбор было предложено несколько экземпляров техники, в том числе и зарубежной. За основу будущей разработки решили взять детище немецкого концерна – BMW R-71. Было принято решение приобрести пять экземпляров модели в Швеции с целью безопасности и сохранения секретности.

Два экземпляра техники передали ММЗ (Московскому мотоциклетному заводу, который создали на базе велосипедного), один отдали технологам, чтобы те разобрали химический состав деталей. Советские специалисты изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления деталей, после чего было создано конструкторское бюро по тяжелому машиностроению.

Так появился мотоцикл Урал М-72, серийное производство которого запустили в 1941 году.

Когда фашисты подошли к советской столице практически вплотную, вышло постановление Совета на эвакуацию при СНК СССР от 21 октября о перебазировании Московского мотозавода и цехов заводов ЗИС и КИМ, изготовлявших двигатели и коробки передачи для М-72, в город Ирбит Свердловской области. Именно этот день и принято считать днем рождения нашего завода.

Уже 17 ноября 1941 года в Ирбит прибыла первая партия столичных мотозаводцев (444 – работники ММЗ, 105 – ЗИСа, 19 – КИМа).

25 февраля 1942 года на фронт был отправлен первый эшелон с мотоциклами, собранный из узлов и деталей, привезенных еще из Москвы.

Цеха нового мотозавода расположились сразу на нескольких ирбитских территориях, в основном в помещениях завода автоприцепов и пивза­вода.

Приказом народного комиссара СССР среднего машиностроения, изданного в марте 1942 года, был определен суточный объем производства на новом мотозаводе: 15 тысяч мотоциклов, 6 тысяч двигателей, двадцать процентов запасных частей.

Собирали мотоциклы в тяжелых условиях: некоторые цеха вынуждены были разместить на Ирбитском автоприцепном заводе, что в трех километрах от основной производственной территории.

Отсюда возникали определенные проблемы со скоростью изготовления и качеством сборки. Был месяц, когда представители военного ведомства не приняли ни одного мотоцикла. Однако с течением времени трудности постепенно решались.

25 февраля 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из деталей, привезённых из Москвы.

В августе сорок второго года был изготовлен первый экспериментальный мотоцикл с верхнеклапанным двигателем М-75. Кроме того, его смогли модернизировать и уже во время войны улучшить: поставили двухдисковое сцепление, двухопорную ось колеса коляски, усиленные колесные спицы. Был изготовлен также легкий полугусеничный тягач с мотоциклетной передней вилкой и опытным верхнеклапанным оппозитным двигателем.

В 1943 году на личные сбережения ирбитчан было собрано и отправлено на фронт (для Уральского добровольного танкового корпуса) 106 мотоциклов.

В ответ на завод пришла телеграмма от Верховного Главнокомандующего: «Прошу передать рабочим, служащим, инженерно-техническим работникам Ирбитского мотозавода, собравшим 730 тысяч рублей на строительство мотоциклов, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

В общей сложности во время войны заводом было изготовлено и выпущено около 10 тысяч экземпляров Урал М-72.

 http://irbit.info/history/memorials/imz/6175/



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *