Севастьянов Виталий Иванович – бортинженер комического корабля «Союз-9»; бортинженер космического корабля «Союз-18» и орбитальной станции «Салют-4».

 Будущий космонавт родился в небольшом уральском городке Красноуральск 8 июля 1935 года в семье Татьяны Георгиевны и Ивана Григорьевича. После окончания трех классов местной школы родители решили сменить место жительства и уехали в южный Сочи, где Виталий Севастьянов учился только на отлично и в 1953 году закончил обучение с золотой медалью.

Затем юноша уезжает в столицу, где продолжает учиться в ныне знаменитом авиационном институте. Талантливый студент не остался незамеченным и еще до получения диплома он трудоустроился техником 9-отдела легендарного ОКБ-1, занимавшегося созданием спутников, летательных аппаратов и другого оборудования.

С сентября 1958 года работал в ОКБ-1 (в 1966–1976 годах – Центральное конструкторском бюро экспериментального машиностроения, с 1976 года – Головное конструкторское бюро НПО «Энергия», ныне РКК «Энергия» имени С.П. Королёва): техником-стажёром (сентябрь 1958 – апрель 1959) и инженером (апрель 1959 – ноябрь 1960).

В 1964 году окончил аспирантуру МАИ. Одновременно с учёбой в аспирантуре в 1960–1963 годах читал курс лекций по механике космического полёта первым космонавтам. Продолжал трудиться в ОКБ-1: старшим инженером (январь–июль 1964), начальником группы (июль 1964 – январь 1966) и начальником сектора (январь 1966 – январь 1967).

В отряде космонавтов с января 1967 года по декабрь 1993 года. Совершил 2 космических полёта общей продолжительностью 80 суток 16 часов 19 минут. 22-й космонавт СССР и 47-й космонавт планеты.

В феврале 1967 – феврале 1969 года проходил подготовку по программе облёта Луны и посадки на Луну в качестве бортинженера экипажа. После высадки американцев на Луну программа потеряла свою актуальность и вскоре была закрыта.

В феврале – октябре 1969 года проходил непосредственную подготовку по программе полёта трёх кораблей со стыковкой в качестве бортинженера основного экипажа. В сентябре 1969 года основной экипаж продолжил подготовку в качестве дублирующего. 13 октября 1969 года был дублёром бортинженера космического корабля «Союз-8» А.С. Елисеева.

С января 1970 года готовился к полёту в качестве бортинженера основного экипажа по программе длительного автономного полёта.

1-19 июня 1970 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9» совместно с А.Г. Николаевым совершил космический полёт продолжительностью 17 суток 16 часов 59 минут.

После возвращения на Землю А.Г. Николаев и В.И. Севастьянов испытали значительные трудности с привыканием к земной гравитации и нуждались в медицинской помощи. Через шесть суток, проведённых в госпитале под наблюдением врачей, здоровье космонавтов восстановилось. Негативные (с точки зрения медицины) результаты первого долгосрочного полёта заставили учёных пересмотреть многие взгляды на продолжительность безопасного для здоровья пребывания человека в космосе. Были разработаны методики, обеспечивающие физиологическую нагрузку на организм в ходе полёта для сохранения здоровья экипажа, которые в дальнейшем обеспечили возможность долговременных экспедиций на орбитальные станции.

Это был самый продолжительный космический полёт на тот момент. Рекорд продолжительности автономного космического полёта (без стыковки с орбитальной станцией) не побит до сих пор.

За успешное осуществление длительного орбитального полёта на космическом корабле «Союз-9» и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1970 года Севастьянову Виталию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз-9» установлен в Музее истории города Сочи.

Вновь в полет космонавт Виталий Севастьянов отправился 24 мая 1975 года, на борту пилотируемого КК «Союз-18» под руководством командира Петра Климука. После удачной стыковки с ОС «Салют-4» космонавты пробыли на орбите чуть более 62 суток и 23 часов.

Исследовательская программа была в основном посвящена изучению влияния на человека продолжительного нахождения в космосе. Она включала в себя испытание превентивных средств ограничения неблагоприятного влияния невесомости и изучение реакции организма на воздействие факторов долгого космического полета.

Первый раз были проведены масштабные спектрографические исследования мезосферных облаков. Отдельно отрабатывалось новое оборудование, предназначенное для установки на перспективных кораблях и ОС.

По возвращении домой Севастьянов остался в числе космонавтов, инструктируя более молодых коллег. Параллельно он становится участником групп, осуществлявших подготовку к работе на ОС «Салют-6» и «Салют-7».

В 1985 году космонавт перешел в НПО «Энергия» замначальника одного из отделов. Через три года начал заниматься подготовкой к многодневному космическому путешествию на ОК «Мир» в роли бортинженера экипажа резервистов КК «Союз ТМ-9». В 1990 году он приступил к выполнению тренировочной программы в роли дублера для полета на КК «Союз ТМ-10», но из-за ограничений медицинской комиссии, связанных с долгим нахождением в космическом пространстве, его отстранили от работы.

В 1993 году он уходит из отряда космонавтов и НПО «Энергия» по причине избрания депутатом Госдумы от коммунистической партии. Участвовал в работе думского комитета по международной политике. Севастьянову принадлежит авторство свыше 200 научно-публицистических работ, в 1977 году увидела свет его книга «Дневник над облаками».

Виталий Севастьянов ушел из жизни 5 апреля 2010 года в результате тяжелой болезни.



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *