В январе 1917 года был разработан план формирования бронечастей Русской императорской армии.

В октябре 1914 года военный инженер британской армии подполковник Энтони Суинтон предложил использовать в качестве «истребителя пулемётов» бронированный трактор «Холт». Военный министр проигнорировал предложение Суинтона, но совершенно неожиданно им заинтересовался первый лорд адмиралтейства Уинстон Черчилль. Так началась разработка новой боевой машины.

В целях сохранения секретности работы на заводах велись под видом постройки баков для воды для Русской императорской армии. Так появилось слово «танк» – в переводе с английского бак, ёмкость. А борта первых машин украшали надписи по-русски: «Осторожно. Петроград» (на снимке).
Первые машины были тихоходными и ненадёжными. Из 32 танков, участвовавших в первой атаке, цели достигли только девять, причём подбит противником был всего один. Да и последующее их применение оставляло желать лучшего – британские генералы решили, что танки одним своим присутствием смогут приносить победу, и бросали их в бой без должной подготовки.
А немцы вскоре избавились от «танкобоязни» и научились бороться с ними. Появились у немцев и свои танки, правда, ещё более неуклюжие, чем английские. Но инженерная мысль не стояла на месте: промышленность выпустила небольшими сериями Mk-II и Mk-III, затем Mk-IV, ставший самым массовым танком английской армии, и лёгкий Mk-A Whippet. Последним танком военного периода стал Mk-V.
Вооружение тяжёлых танков располагалось по-корабельному, то есть в бортовых спонсонах (установках). Танки могли быть вооружены или пушками, или только пулемётами. Первые назывались «самцами», а вторые – «самками». Позднее на «самках» стали устанавливать один орудийный спонсон – за такой машиной закрепилось прозвище «гермафродит».
Следом за англичанами стали разрабатывать свои танки и французы. А в России внимательно следили за всеми техническими новинками своих западных союзников. Интересно, что в первых публикациях слово «танк» переводилось как «лохань», а в военной терминологии поначалу звучал английский прононс – «тэнк».
Заметим, что слухи о косности военного министерства Российской империи, как говорится, сильно преувеличены. В январе 1917 года был разработан план формирования бронечастей Русской императорской армии. Были заказаны танки – как французские лёгкие «Рено», так и английские тяжёлые Mk-V. Скорее всего, этот заказ был частично оплачен. Рассматривалась и возможность производства танков в России, так как друзья-союзники не спешили снабжать нас новейшим оружием.

И только после окончания Первой мировой – в разгар Гражданской войны – сочли возможным выделить для войск генерала Деникина кое-что из «бывшего в употреблении» ржавого хлама.
Первые английские танки прибыли в порт Новороссийск 22 марта 1919 года. Для подготовки танковых экипажей в Екатеринодаре (ныне Краснодар) была создана учебная часть – «Школа английских танков», позднее переведённая в Таганрог. Учебный план был рассчитан на шесть месяцев, но первые русские танкисты освоили управление машинами всего за четыре недели.
Новая техника оказалась неэффективной в условиях манёвренной Гражданской войны. Да и танков было недостаточно: вооружённые силы Юга России получили всего 73 машины.
Гораздо эффективнее действовали бронеавтомобили, в том числе и пушечные. А в этом красные как раз имели численное превосходство над белыми. Кроме того, в командовании Красной Армии имелись военные специалисты, разрабатывавшие инструкции по борьбе с танками ещё для Русской императорской армии. Теперь эти инструкции весьма пригодились.
После поражения под Орлом белые начали откатываться к югу. Наступая, красные захватили 50 танков, причём большая часть была взята на заводах во время ремонта или на железнодорожных платформах, застрявших в пробках на путях.
Больше всего их захватили в Таганроге и Новороссийске – 19 и 18 машин соответственно. При взятии Ростова-на-Дону 9 января 1920 года красным в качестве трофеев досталось 9 танков.
На базе трофейной бронетанковой техники большевики начали формировать собственные танковые войска. Теперь уже пленные деникинские танкисты обучали в Екатеринодаре своих бывших противников. Среди красных танкистов были и опытные специалисты: скажем, некий Киршфельд, видимо, бывший военнопленный, ранее служил командиром танкового отряда кайзеровской армии.
Другим центром формирования танковых войск РККА стал Смоленск. Созданные автотанковые отряды впоследствии перебросили на польский фронт. Первый бой красных танков с поляками 4 июня 1920 года был неудачным: польские артиллеристы расстреляли «Стеньку Разина» – танк типа Мk-А.
В следующем бою у станции Зябки наши танкисты действовали более успешно, прорвав колючую проволоку и проложив дорогу пехоте. Правда, из трёх танков один застрял, а второй сломался, но и одна сохранившая боеспособность машина обеспечила успех наступления.

Александр ДРОБЗЯНКО, “Красная звезда”, 7 сентября 2018 года

http://redstar.ru/bak-dlya-petrograda/



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *