Около двух лет назад указом Президента Российской Федерации Владимир Романов был утверждён атаманом Оренбургского войскового казачьего общества.

- Владимир Иванович, расскажите о системе казачьего образования в Свердловской области.

- Мы стремимся к организации непрерывного казачьего образования. Как известно, на территории войсковых казачьих обществ сегодня активно развивается система тематического образования. Например, в Свердловской области в настоящее время действуют 7 областных кадетских учреждений. В том числе 2 кадетских корпуса, из них один казачий. Кроме того, две муниципальные кадетские школы-интерната и 46 кадетских классов и клубов. Причём учащиеся последних при условии достойной успеваемости и должной дисциплины имеют право продолжить обучение в кадетских корпусах.

Кадетские корпуса – уникальные образовательные учреждения с серьёзной допризывной подготовкой. Как правило, их профиль соответствует конкретной силовой составляющей: общевойскового плана, десантного, пограничного, МЧС и так далее. Например, в соседнем с Екатеринбургом городе Сысерть уже 14 лет работает кадетская школа-интернат «Свердловский кадетский корпус имени капитана 1 ранга М.В. Банных». Её профиль – военно-морская тематика. Это, без преувеличения, знаковое для Среднеуральского региона образовательное учреждение. Как известно, занимаясь военно-шефской работой, Свердловская область несёт достаточно серьёзный груз ответственности за два подводных атомохода Северного флота – «Екатеринбург» и «Верхотурье», а также сторожевой корабль «Сметливый» Черноморского флота России. Задачу пополнения экипажей подшефных кораблей переменным составом решает в том числе и кадетский корпус из Сысерти. Каждый призыв кадровые военные моряки с нетерпением ждут появления в своих рядах его выпускников. Что неудивительно, ведь призывники из Сысерти уже имеют определённые навыки, обладают представлением о том, что такое военно-морская служба. Одним словом, знают, куда идут и что их ждёт.

Аналогичным курсом специальной образовательной подготовки допризывной молодёжи располагают казачьи кадетские корпуса. В их программе обучения наравне с обязательным набором учебных дисциплин культивируются такие тематические предметы, как история, традиции и культура казачества; присутствуют уроки войскового профиля – строевая, огневая подготовка, изучение материальной части стрелкового оружия и так далее. Доминирует усиленная физподготовка, для чего при всех кадетских корпусах создана достаточно развитая спортивная база, в том числе футбольные поля с искусственным покрытием, полосы препятствий, городки игровых видов спорта.

Таким образом, сопровождая казачат из класса в класс, мы для каждого из них на 11 лет образовательной программы выстраиваем чёткую линию этнокультурной и патриотической подготовки. Нетрудно представить, с каким багажом знаний, навыков, с каким отношением к истории казачества и общим уровнем самодисциплины покидают стены образовательных учреждений наши воспитанники.

Владимир Иванович РОМАНОВ родился в 1953 году в деревне Насоново Камышловского района Свердловской области.

Генерал-лейтенант. Прошёл военную службу в должностях от заместителя командира роты до командующего войсками Уральского округа ВВ МВД России. Выпускник Военной академии имени М.В. Фрунзе и Уральской академии государственной службы. Принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе. Награждён орденом «За военные заслуги», орденом Почёта, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени.

Кандидат исторических наук. В 2010 году назначен заместителем председателя правительства Свердловской области.

В 2013 году назначен руководителем комиссии по экономике Совета по делам казачества при Президенте России.

- Но, как известно, не все воспитанники казачьих кадетских корпусов выбирают стезю кадрового военного…

- И это вызывает сожаление. Причём по нескольким моментам. Во-первых, теряется связь с такими воспитанниками. Конечно, годы работы с ними даром не прошли – эти парни и на «гражданке» останутся достойными членами нашего общества. Даже призвавшись в ряды Вооружённых Сил России, они на период службы станут первыми помощниками линейных командиров. Во-вторых, бывает откровенно жаль, когда выпускники с профильным многолетним кадетским образованием вместо поступления в специализированные силовые училища идут в армию всего лишь на один год срочной службы. Ведь этим парням с их уровнем специальной подготовки прямая дорога в вузы Минобороны, внутренних войск, МЧС – любого силового ведомства, где требуются натренированные, обученные войсковым азам, идейно подготовленные кадры.

- Видимо, очередным звеном в цепи выстраиваемой системы непрерывной профессионализации может стать появление на Урале своего казачьего университета.

- Совершенно верно. Причём подобный опыт развития профессионализации в России уже есть. В частности, на базе Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского создан первый российский вуз с присутствием в учебных программах казачьего этнокультурного компонента. Университет является учебным заведением, реализующим элементы, связанные с историко-культурными традициями казачества.

Аналогичное по сути учебное заведение, но с сугубо своим взглядом на базовый процесс планируется открыть в следующем году здесь, на Урале, в Екатеринбурге. Базовой площадкой будущего уральского казачьего университета послужит Уральский государственный горный университет (в его студенческой среде уже немало выходцев из казаков). Идею высшего образования казачьей молодёжи активно поддерживает ректор УГГУ профессор Николай Косарев. Планируется передать горному университету строения соседствующего Екатеринбургского монтажного колледжа. Студентами нового учебного заведения в первую очередь станут выпускники казачьих кадетских классов, профильных школ-интернатов и казачьих корпусов.

Для чего это надо? Чтобы в рамках исполнения решения о создании в России к 2015 году системы непрерывного казачьего образования подготовить развитую специализированную учебную базу высшего порядка. Чтобы выпускники казачьих классов и корпусов, получив общеобразовательный статус, не растворялись в обществе, а продолжали наращивать профессиональный уровень, готовя себя к серьёзной самостоятельной роли в выбранных сферах дальнейшей деятельности.

- По каким специальностям будут учиться казаки в уральском казачьем университете?

- По одной из основных специальностей горного профиля. Существенным плюсом к университетскому диплому станет допобразование по расширенной казачьей тематике.

Мы пока стоим у истока важного дела. Многие профильные моменты ещё в стадии выработки кардинальных решений и согласований. Каким именно будет финальный, говоря войсковым языком, тактический образ выпускника казачьего университета, пока трудно сказать. Хотя стратегические моменты – кого именно мы должны подготовить для общества – нами уже отработаны.

В дополнение к сказанному стоило бы добавить весьма существенный момент. Я, как войсковой атаман, наделён правом присвоения первичных казачьих чинов. Думаю, что наиболее успешные выпускники казачьего вуза будут покидать альма-матер «при погонах», так как это практиковалось на военных кафедрах.

Все эти и иные попутно нарабатываемые моменты позволят в ближайшем будущем удержать отток молодых образованных людей, выпускников местных вузов не только со Среднего Урала, но и с территорий Оренбургского казачьего войска.

- Вы уверены, что в стенах будущей университетской структуры будет спрос на казачью тематику?

- В этом нет сомнений. И вот почему. В своё время, когда у нас только-только стали формироваться казачьи классы, корпуса, сопутствующего скептицизма тоже было немало. Но время показало, что именно востребовано обществом. Сами видите, сколько профильных единиц сегодня действует в Свердловской области. Например, тот же Богдановичский – первый уральский казачий кадетский корпус. Что ему на стадии формирования только не пророчили. Но образовательное учреждение действует. Причём достаточно успешно. А желающих стать его воспитанниками гораздо больше, чем учебных мест. Из-за чего мы были вынуждены отойти от общего приёма документов абитуриентов и сосредоточиться на конкурсе личных дел претендентов. Но при этом мы не стали зацикливаться на исключительности казачьей родословной. На равных основаниях в корпус поступают дети-сироты, из неполных семей, а также мальчишки и девчонки из отдалённой сельской местности, где до школы ребятам добираться многие километры.

- Вы сторонник мнения, что воспитанием ребёнка надо заниматься, пока он «лежит поперёк лавки».

- Мы не первый год успешно практикуем тему этнообразования и этновоспитания даже в дошкольных казачьих учреждениях. И это правильно. Вспомните, как было в советское время: воспитанники детских садов уже знали флаг своей страны, рисовали красные звёздочки, были знакомы с мелодией государственного гимна, могли назвать имена основателей государства, учили «правильные» стихи, играли «в Чапаева», подражая своим дедам-фронтовикам и героям отечественных патриотических фильмов. Вспомните, каким был уровень патриотизма у нас в те годы – на зависть всем.

В этом плане нам повезло. Не приходится заимствовать чью-то модель воспитания подрастающего поколения. Достаточно лишь вспомнить и восстановить то лучшее, что может быть полезно в нынешних условиях развития общества. Где есть востребованность у населения, усилить такими составляющими, как казачья тематика, иными направлениями и далее развивать начатое дело.

Не сомневаюсь, что наш опыт формирования и развития системы непрерывного казачьего образования станет хорошим подспорьем для остальных десяти территориальных казачьих обществ России. Поверьте, дело того стоит.

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда»,

№ 230 (26449), 13 – 19 сентября 2013 г.



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *