Отец Киприан (в миру Валерий Анатольевич Бурков), полковник, участник боевых действий в Афганистане – один из последних офицеров, получивших высокое звание Героя Советского Союза.

Потеряв на афганской земле отца, тоже офицера, пережив три клинические смерти, лишившись ног, после войны он смог сделать блестящую карьеру в отечественной политике. Ушел со всех постов, в 2016 году принял монашеский постриг в православном мужском монастыре города Кара-Балта Жайылского (Киргизия) с именем Киприан. О своем боевом пути он рассказал редакции портала История.РФ

– Абсолютно правильно он говорит, военные задачи все решали. Другое дело, какие они были? В первые два года боевые действия были не столь интенсивными. Были в основном случаи вооруженных стычек. Афганский народ встречал советские войска лояльно, потому что, как я уже говорил, мы уже там были, просто не такой большой массой. Первоначально и задачи у нас были простыми: охраняли важные стратегические и экономические объекты, чтобы в условиях гражданской войны они не были разрушены.

Только позже, с обострением противостояния, когда афганская армия перестала справляться с противником, стали расширять зону ответственности советских войск. Кого можно было тогда набрать в афганскую армию, ведь воевать можно только за убеждения. В горах, в кишлаках – племя на племени, уезжать куда-то и воевать непонятно за что, – этого молодые афганцы не понимали. Поэтому нас втянули в боевые действия, даже я в 1984 году ходил на боевые выходы (это был самый пик – 1984-1985 годы). В эти годы было решено массированно применить вооруженные силы и разобраться с моджахедами и с Ахмат Шах Масудом прежде всего. Дальше война опять шла с меньшей интенсивностью, – рассказывает отец Киприан.

Во время интервью отец Киприан рассказал и о своих морально-этических выводах, к которым он пришел во время службы. По его мнению, даже в самых суровых испытаниях есть место милосердию.

– Опять вам расскажу на моем собственном случае. Первый мой самый приезд в Афганистан, первый выход «на боевые». Я приехал в бригаду под Кандагаром, не помню её номер (я как авианаводчик всё время был в разных частях, не запоминал их). Я прибыл в мотострелковую бригаду на постановку задачи. Разместили меня среди пехоты. Мне, конечно, было интересно, общался с ребятами, мне советовали учиться у «стариков», кто уже долго находился в Афганистане. И я спрашивал у солдат их мнение, надо это или нет? Для меня это тоже был важный вопрос, потому что мой отец погиб здесь, в Афганистане.

Я хотел понять, стоило ли оно того, стоит ли там погибать. И мне очень просто ребята ответили (я даже помню их лица), без какого-либо пафоса: «Знаете, конечно, лучше бы дома быть. Но раз надо, значит надо». Это был мой первый разговор, но позже в разных формах все наши солдаты и офицеры говорили одинаково.

Нам было жалко афганцев, жили они, конечно, хуже нас. Да, возможно, мы не были образцом богатства, но материальная обеспеченность граждан СССР была многим лучше. Мы хотели, чтобы и их дети жили не хуже, а лучше, чем родители. Учились, получали образование, жили в мире, дружбе и любви.

Отец Киприан также затронул важные вопросы отношения церкви к защите Отечества, значениисвященного воинства и духовной защиты российского государства.

– Церковь всегда была за защиту Отечества. Церковь всегда благословляла вооруженные силы и оружие. Более того, всегда в Российской империи священнослужители были полковыми священниками. И зачастую шли впереди атакующих войск, только не с винтовками, а с флагами. Многие из них награждены крестами, орденами. Так они вдохновляли наших солдат на подвиг. А если мы вспомним древнюю историю Руси, например Куликово поле, то вспомним и то, что в поединке с татарским богатырем Челубеем участвовал монах Пересвет. А князя Дмитрия Донского и его войско благословил на бой наш святой преподобный Сергий Радонежский. И сейчас, слава Богу, наши священники окормляют наших бойцов и офицеров в той же Сирии и вообще в вооруженных силах в целом. Потому что люди рискуют жизнью, каждый из них может быть сражен на поле брани. Поэтому очень важно, чтобы каждый из них, как и мы в Афганистане, был уверен, что бьется за правое дело, и что государство для него – надежный тыл. А в духовном плане жизнь не заканчивается после смерти. Я сам пережил три клинические смерти, и я не верю, я точно знаю, что жизнь не заканчивается после смерти. Если ты с Богом, ты будешь счастливейшим человеком!

Напомним, в 2014 году Российским военно-историческим обществом был открыт памятник Полковому священнику в Малоярославце (Калужской области). Прообразом стал полковой священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский. Он принимал участие в крупных сражениях Отечественной войны 1812 года, в том числе, битве при Бородино, а в бою под Малоярославцем повел солдат в атаку. Был дважды ранен, но остался в бою до конца.

В 2017 году в Музее военной формы РВИО по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была открыта выставка «Награды Русской Православной Церкви. За труды понесенные». В экспозиции впервые собрана воедино вся наградная система Русской Православной Церкви – ордена, медали и знаки отличия.

Полная версия беседы с Отцом Киприаном на портале История.РФ

https://rvio.histrf.ru/activities/news/item-5909



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *