Такой была и остаётся для нас суворовская «Наука побеждать», написанная великим полководцем более двух столетий назад

С тех пор многое изменилось в военном деле. В том числе, конечно, и в такой особенно подвижной его области, как тактика боя. Да и в целом вооружённая борьба в наше время в основном носит характер локальных конфликтов. Тем не менее, несмотря на кардинальные изменения в характере и способах военных действий, обусловленные появлением новых видов оружия, автоматизацией управления вооружением и войсками, победа по-прежнему, как показывает практика, чаще добывается в реальном боевом соприкосновении противоборствующих сил. А исход боя, как и во времена Суворова, зависит от решительности, неутомимости, подготовленности и результативности действий войск, на что, собственно, и делал ставку великий полководец в ходе своих многочисленных кампаний. Так что идеи, изложенные в его «Науке побеждать», отнюдь не потеряли своей актуальности и требуют тщательного изучения применительно к современным реалиям в военном деле.

Нет в военной истории России личности более яркой, чем Александр Васильевич Суворов. На протяжении почти 50 лет непрерывной боевой деятельности он не знал поражений. Под его командованием русскими войсками были разгромлены лучшие европейские армии. Военное искусство и слава Суворова выходили далеко за национальные рамки. Достаточно вспомнить только его официальные титулы: Суворов – Рымникский, князь Италийский, граф Российской и Римской империй, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц королевской крови. Он был кавалером множества почётных наград и знаков отличия разных стран. Но самая большая награда, которую приобрёл Суворов за свою жизнь, – это любовь народа и звание народного героя.

Должное талантам и подвигам этого простого «полевого генерала», как любил называть себя Суворов, ещё при его жизни отдавали Екатерина II, фельдмаршалы Григорий Потёмкин и Пётр Румянцев. В Англии того времени в честь подвигов русского полководца после исполнения песни «Правь, Британия», ставшей впоследствии национальным гимном, сам король не раз провозглашал тост «За здравие фельдмаршала Суворова». «Служить в армии бессмертного Суворова» желал сардинский король.

Знаменитый английский флотоводец Горацио Нельсон восхищённо писал Александру Васильевичу: «Я знаю, что мои заслуги не могут равняться Вашим… Мы непременно друг другу родня». За подвиги в Итальянском и Швейцарском походах в 1799 году и Павел I, двумя годами ранее отправивший Суворова, выступавшего против насаждения в армии прусских палочных порядков, в отставку без права ношения мундира, соизволил пожаловать ему достоинство князя Российской империи и присвоить звание генералиссимуса. В рескрипте по этому случаю отмечалось: «Награждая Вас по мере признательности Моей и ставя на высший степень, чести и геройству предоставленный, уверен, что возвожу на оный знаменитейшего полководца сего и других веков».

«Потомство моё прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности и искать славы через истину и добродетель, которые суть моим символом»…

А вот как оценивали полководческий талант Суворова выдающиеся учёные, писатели, поэты: «Величайший из соотечественников наших Воин-Любомудр», «Меч России», «Российской Армии Победоносец», «Пушкин военной культуры», «Перун небесный», «Богатырь духа», «Генерал генералов», «Солдат-полководец», «Первый полководец России и всей Европы»… И каждому из этих «титулов» Александр Васильевич соответствовал в полной мере. Человек истинно русской души, беспредельно преданный вере и Отечеству, глубоко знавший и успешно применявший передовые для своего времени правила военного искусства, он предстаёт перед нами как идеальный тип военного деятеля, символ побед и непобедимости.

Ему удалось не только творчески обобщить всё лучшее, что было достигнуто отечественной военной наукой и практикой, но и внести существенный вклад в развитие системы воспитания и обучения войск. Военное творчество Суворова развивало передовые идеи его предшественников – Петра I, Румянцева, Потёмкина, а его тактическое мастерство отразило лучшие черты русского воинства: патриотизм и преданность Родине, мужество, упорство, выносливость, природный ум и смекалку. Искренний и горячий патриот, семь лет прослуживший в солдатском строю, Суворов досконально изучил и понял душу русского солдата и был непримиримым борцом против чуждого реакционного иноземного влияния на развитие военного искусства.

В своей философской основе «Наука побеждать» исключительно точно отражает христианские нравственные истоки русского воинства и воинского духа. Именно они рождали суворовских «чудо-витязей» – офицеров и «чудо-богатырей» – солдат для победных сражений во славу веры, царя и Отечества. Именно своей верой и преданностью Отечеству был велик русский солдат.

Посвятив свою жизнь благу и славе Отечества, трудам на военном поприще, он имел полное право завещать: «Потомство моё прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности и искать славы через истину и добродетель, которые суть моим символом»… «В мире готовься к войне, а в войне – к миру»… «Победа – враг войны»… «Ничего, кроме наступательного»… «Воюют не числом, а уменьем»… «Глазомер, быстрота и натиск»… «Быстрота и внезапность заменяют число. Натиски и удары решают битву»… «Не меньше оружия поражать противника человеколюбием»… Эти и другие бессмертные положения «Науки побеждать», выпущенной в 1806 году отставным майором Михаилом Антоновским, не раз находили подтверждение в многочисленных войнах, которые вынуждена была вести Россия. За прошедшие столетия имя Суворова стало символом непобедимости российского воинства. Из суворовской школы вышли Михаил Кутузов, Пётр Багратион, Михаил Милорадович, Алексей Ермолов, Михаил Скобелев, Иосиф Гурко и другие генералы – герои войн ХIХ века. В ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов эту же школу успешно «окончили» десятки советских военачальников, удостоенных ордена Суворова, прежде всего Георгий Константинович Жуков, которого мы по праву называем Маршалом Победы.

Несомненно, ей, «Науке побеждать», и принадлежит особое место среди богатого теоретического наследия, которое оставил нам Александр Васильевич Суворов в виде многочисленных приказов, инструкций, диспозиций и других документов. В этом произведении, которое вполне заслуженно называют шедевром русской военной культуры, гениальный полководец доходчиво в своеобразной и оригинальной форме в предельно сжатом виде изложил свои взгляды на обучение и воспитание солдат, тактику боя и другие вопросы функционирования войска. «Береги пулю в дуле! Трое наскочат! – первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун!»… Доходчивей и не скажешь.

В основу своей тактической школы Суворов положил правильное соотношение двух основных факторов боя: человека и оружия. При этом он отдавал решительное предпочтение первому, что было характерно для прогрессивной русской военной мысли. Такой подход был основан на глубоком понимании национальных особенностей русского солдата, способного проявлять чудеса храбрости и героизма, самоотверженно идти в бой за командиром, умеющим показать личный пример, проявляющим постоянную заботу о своих подчинённых. Сам он, как известно, в любом деле начинал с себя. Его личный пример с неотразимой силой действовал на солдат и офицеров. Умело используя всё, что способствует поднятию духа подчинённых, Суворов воспитывал у них уверенность в своей силе, непобедимости, превосходстве над любым противником. Он мог смело сказать: «Братцы! Вы богатыри! Неприятель от вас дрожит! Вы русские!» – и сердца солдат наполнялись гордостью от этих слов. А девизы, ставшие непреложными истинами для российского воина, «русские не сдаются», «русские не отступают» или «отступления не будет» возбуждали духовное достоинство солдат и командиров.

Согласно суворовской науке солдат должен быть убеждён, что для него нет неодолимых препятствий («Ров не глубок, вал не высок!»)… Вместе с тем в словах Суворова, обращённых к солдатам, не было ни хвастовства, ни демагогии; была уверенность в своих чудо-богатырях, и эта уверенность передавалась людям. Солдаты безгранично верили в своего полководца и ловили каждое его слово. А он умел говорить с ними. Он знал цену меткому острому словцу, сказанному вовремя и к месту. Кстати, таким же образным, метким, настоящим русским народным языком написаны и его труды.

Примечательно, что обучение и воспитание войск Суворов считал единым процессом, требующим от командиров настойчивости, последовательности и продуманности. Он настаивал, чтобы обучение велось «без жестокости и торопливости, с подробным растолкованием всех частей особо и показанием одного за другим». Звучит прямо-таки как наставление для тех, кто сегодня занимается боевой подготовкой личного состава Российской армии! По-современному звучит и замечание Суворова о том, что готовить войска нужно не к плац-параду, а к войне «со всяким неприятелем».

Не потеряли своей ценности для сегодняшнего офицера и характерные черты суворовской системы военного обучения и воспитания – простота, ясность, целеустремлённость и в то же время научная обоснованность. В своей философской основе «Наука побеждать» исключительно точно отражает христианские нравственные истоки русского воинства и воинского духа. Именно они рождали суворовских «чудо-витязей» – офицеров и «чудо-богатырей» – солдат для победных сражений во славу веры, царя и Отечества. Именно своей верой и преданностью Отечеству был велик русский солдат. В вере черпал он несокрушимую силу, на вере основывалась его необыкновенная стойкость в бою. И лучшие военачальники всегда опирались на нравственные качества русского воина.

Конечно, наша современность не схожа с эпохой Суворова. Совершенно по-иному ставятся ныне вопросы тактики, организации и управления боем. Претерпел изменения и моральный фактор: сегодняшнего «компьютеризированного» воина нельзя ставить на одну доску с солдатом самодержавно-крепостнической России. Тем не менее «Наука побеждать» при творческом её применении и сейчас имеет огромное воспитательное значение.

И в связи с этим можно только порадоваться специальному выпуску «Российского военного сборника», посвящённому великому полководцу и его «Науке побеждать». Это совместный проект Военного университета и издательства «Русский путь», над которым трудился талантливый коллектив авторов-составителей под руководством известного российского учёного полковника Александра Савинкина. Он вышел в свет с характерным названием «Не числом, а уменьем! Военная система А.В. Суворова». По мнению авторов, и с ними нельзя не согласиться, в Российской армии должен быть установлен культ Суворова. А это, естественно, предполагает вдумчивое и глубокое изучение будущими офицерами с курсантской скамьи его наследия, применение на практике положений его бессмертного учения, следование во всём армейском укладе, в учебных буднях и боевых делах суворовскому духу.

В самом деле, как бы ни совершенствовалось оружие, как бы ни возрастало его влияние на характер боя, оно никогда полностью не заменит человека. Суворовские «глазомер, быстрота и натиск» находят сегодня своё применение и у мотострелков, вооружённых не мушкетами, а автоматическим оружием, и в танковых войсках, и даже в тактике воздушного боя.

Книга, напечатанная в «Российском военном сборнике», состоит из трёх разделов. В первом (документальном) публикуются оригинальные наставления, приказы и письма полководца, составившие «Науку побеждать». Второй (хрестоматийный) содержит посвящённые Суворову произведения, принадлежащие перу Дмитрия Милютина, Михаила Драгомирова, Александра Петрушевского, Николая Головина и других выдающихся русских военных мыслителей. В третьем, исследовательском разделе раскрываются более чем по пятидесяти параметрам основные положения непревзойдённой военной системы Суворова. При этом особое внимание уделяется суворовским формулам победотворчества, законам войны, принципам образования и воспитания войск, а также правилам «усмирения мятежей».

Как известно, в Польше, в Крыму и на Кубани Суворову не раз приходилось действовать против разного рода «бандформирований». Его опыт командования войсками Люблинского боевого района, Кубанской укреплённой линии особенно актуален для тех, кто сегодня обеспечивает безопасность на южных рубежах России.

У читателя есть возможность познакомиться с законами войны по Суворову, его упреждающей («предпобедительной») стратегией, с заблаговременной подготовкой войск, самоличной работой и «всеместностью» начальника, бдительностью и предосторожностью, серьёзным отношением к противнику и другими.

В условиях современных вызовов, когда задачи, стоящие перед нашими Вооружёнными Силами, всё более усложняются, завет Суворова «Не числом, а уменьем» становится особенно актуальным. Автор более 60 блистательных побед, он имел все основания сказать: «Я – лучше прусского покойного великого короля. Я, милостию Божиею, батальи не проигрывал».

У кого же, как не у Суворова, учиться правилам военного искусства нашим будущим полководцам! При этом важно, что называется, с младых ногтей усвоить истину: без напряжённой умственной работы не было и не будет настоящего офицера. Невежеству, «немогузнайству», которые всегда высмеивал Суворов, в Российской армии места быть не должно. Все качества, несовместимые с суворовскими требованиями к солдату и офицеру: бестолковость, безынициативность, боязнь ответственности, равнодушие, казённое отношение к делу и тому подобное, Суворов объединяет в собирательный тип «немогузнайки». «Проклятую немогузнайку» он считал язвой для армии, «неприятелем больше богадельни».

Опираясь на национальные чувства русского солдата, воспитывая в нём сознание воинского долга, Суворов стремился выработать у подчинённых солдат и офицеров такие качества, как инициатива, находчивость, сообразительность, частный почин. Широко известно суворовское изречение «Каждый воин должен понимать свой манёвр». «Наука побеждать» как раз и направлена на воспитание не муштрованного автомата, а бойца, сознательно выполняющего боевую работу. Суворов растолковывает солдатам, в каком случае и почему нужно применять тот или иной манёвр («атака в середину невыгодна… в тыл очень хороша только для небольшого корпуса»), в каких случаях действовать в том или ином боевом порядке.

Из материалов книги-учебника «Не числом, а уменьем» можно сделать вывод, что Россия в своём военном развитии должна идти «суворовским путём», то есть согласно принципам, заповедям, правилам, на века завещанным непревзойдённым полководцем. Забвение норм его победительного национального военного искусства, более чем столетние подражательные «нерусские преображения» военной системы (со времён Павла I), покорная привычка к затяжным оборонительным войнам, к стратегии «измора» (якобы единственно доступным для нас) не раз оборачивались для Отечества морями неоправданной крови, военными поражениями, государственными катастрофами, крушением духа армии и народа.

В книге убедительно показана несостоятельность звучащих порой высказываний о том, будто «Наука побеждать» устарела. Устаревают буквы, но не звуки. Так и в «Науке побеждать» может устареть только форма, но не сущность. На форму Суворов смотрел и сам как на меняющуюся вибрацию дела сообразно с обстановкой: так, французов, воевавших колоннами, он бил колоннами же. В первом же десятилетии по кончине Суворова была героически приобретена Финляндия целым рядом блестящих побед меньшинства над большинством, пока ещё помнились твёрдо его заветы. Отечественная война оказалась уже ниже; Крымская 1854–1855 гг. и Турецкая 1877–1878 гг. ещё ниже, а о Японо-Русской и говорить нечего. То есть чем дальше от суворовской «Науки побеждать», тем плоше, хотя академическое, стрелковое и техническое образование всё повышалось. Образование и техника развились в ущерб духу, который становится либо беспечным, либо надменным и самоуверенным от обилия познаний, а для побед, по утверждению авторов цитируемого «Российского военного сборника», нужен дух не самомнения, а преданности долгу и самопожертвования, ибо дух даёт решимость победить либо умереть!

И в этом смысле каждая строчка суворовской «Науки побеждать» имеет для нас значение, выдерживающее какую угодно современную переоценку. Офицер – защитник Отечества по долгу и чести – обязан усвоить не только практическое искусство побеждать. По завету Суворова ему следует постоянно заниматься и «наукой из чтениев». Он должен «изощрять свой взгляд военный», изучать военную историю, дела и мысли великих полководцев, знать мировую и особенно русскую военную классику, самообразовываться. Сам же Суворов, как мы знаем, был чрезвычайно образованным человеком: знал семь иностранных языков, в том числе турецкий и финский, военную историю, отлично владел математикой и т.п.

Тактика Суворова логически вытекала из его стратегических взглядов на общие принципы ведения войны. Суворов, больше чем кто-либо из русских военных деятелей прошлого, был сторонником активной наступательной стратегии, ставившей уничтожение армии противника главной задачей войны, а бой – основным средством решения этой задачи. Соответственно этому тактика Суворова была проникнута духом самого решительного наступления. Стремительное наступление, атака, удар в штыки, преследование – вот те формы боя, которые преимущественно признавал и применял Суворов. Ещё при жизни Александра Васильевича проницательные современники смогли оценить его «Науку побеждать» как науку на многие века вперёд. Вполне закономерно, что впоследствии лучшие военные умы России указали на суворовское наследие как на первоисточник русской национальной военной доктрины.

И сегодня, чем глубже вникаешь в содержание суворовской «Науки побеждать», аналогов которой нет ни в одной армии мира, тем отчётливее понимаешь, насколько прозорлив был её автор, как актуален его гениальный труд для сегодняшних защитников Отечества и как важно, чтобы эта книга стала настольной книгой каждого офицера. А может быть, и не только офицера: ведь «Наука побеждать», представляющая собой шедевр не только отечественной, но и мировой военной культуры, является глубоко патриотическим произведением. Она полна веры в творческие силы простых русских людей, в их способность преодолевать любые трудности, в их преданность Родине и по большому счёту учит защищать её.

 

Геннадий МИРАНОВИЧ, «Красная звезда». 21.01.2015,

http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/21193-shedevr-voennoj-kultury



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *