10 сентября – День танкиста

Первостепенная задача сегодня – своевременно обеспечивать группировки войск, задействованных в проведении СВО, бронетанковым вооружением и техникой.

В преддверии Дня танкиста, который традиционно отмечается у нас во второе воскресенье сентября, хотелось бы начать с его исторических истоков…

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1946 года № 27 за особо важное значение танковых и механизированных войск и их выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне, а также заслуги танкостроителей в оснащении Вооружённых Сил бронетанковой техникой установлен ежегодный праздник – День танкистов. В соответствии с этим указом его предстояло праздновать ежегодно во второе воскресенье сентября и отмечать двадцатью артиллерийскими залпами во всех столицах союзных республик, а также городах Ленинграде, Сталинграде, Челябинске, Горьком, Нижнем Тагиле, Свердловске, Харькове, Омске, Хабаровске и Владивостоке.

8 сентября 1946 года генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин подписал приказ № 43 о проведении в городе Москве на Красной площади боевого марша 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии. С тех пор профессиональный праздник танкистов и танкостроителей остаётся одним из самых значимых воинских праздников у нас в стране.

В наши дни праздник был официально утверждён Указом Президента РФ от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации».

Танковые войска и отечественное танкостроение прошли героический путь становления и развития от первых опытов в дореволюционной России до танковых армий Великой Отечественной войны и современных танковых формирований Вооружённых Сил Российской Федерации.

Начало разработки танков в России положили энтузиасты, среди которых А.А. Пороховщикову и Н.Н. Лебеденко удалось спроектировать, воплотить в металле и провести испытания машин, ставших первыми отечественными прототипами танков.

В ходе Гражданской войны, 18 марта 1919 года, 1-й Вознесенский полк из состава 2-й Украинской Советской армии в районе станции Берёзовка под Одессой захватил четыре французских танка Renault FT-17. Один из этих танков, присланный в подарок В.И. Ленину, принял участие в праздничном первомайском параде 1919 года на Красной площади в Москве.

10 августа 1919 года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности Сормовские заводы в Нижнем Новгороде были определены в качестве предприятия, предназначенного для изготовления танков по образцу трофейной машины. 31 августа 1920 года был выпущен первый танк «Рено-русский» с собственным именем «Борец за свободу товарищ Ленин».

В ходе Гражданской войны в Красной Армии были сформированы несколько автобронеотрядов, имеющих на вооружении трофейные образцы британских и французских танков. Автобронеотряд, оснащённый танками «Рено-русский», был сформирован приказом Революционного Военного Совета Республики № 1375 от 7 февраля 1922 года под номером 7. В состав отряда вошли пять машин нового типа. Первым боевым заданием для автобронеотряда № 7 стала помощь голодающему Поволжью, при этом танки должны были использоваться в качестве тракторов в ходе сельхозработ.

Отечественные инженеры творчески усовершенствовали конструкцию трофейной машины и «Рено-русский» стал первым в мире танком с пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне.

В 1926 году была принята трёхлетняя программа развития танкостроения, в ходе реализации которой на заводе «Большевик» (бывший Обуховский орудийный и сталеплавильный завод в Ленинграде) под руководством В.И. Заславского и С.П. Шукалова был разработан первый отечественный серийный танк МС-1 (Т-18).

Создание и развитие танковой промышленности в СССР было составной частью индустриальной модернизации страны в 1920–1930-е годы. В результате проводимой индустриализации в годы первых пятилеток в стране появилась возможность серийно производить танки и автомобили. Для руководства созданием современных танковых войск в 1929 году было сформировано Управление механизации и моторизации РККА, первым начальником которого назначили командарма 2-го ранга И.А. Халепского. Ему подчинялись танковые и механизированные соединения и части, не входящие в состав военных округов, а по вопросам специальной технической службы – все танковые и механизированные войска РККА. Приказом Революционного Военного Совета СССР от 22 ноября 1929 года № 367/82 утверждается Положение об Управлении.

1 февраля 1931 года был утверждён штат № 10/41 Научно-испытательного автобронетанкового полигона УММ РККА с дислокацией в районе железнодорожной станции Кубинка, а в 1932 году в Москве была сформирована Академия механизации и моторизации РККА. В то же время началось создание танковых училищ и специальных танковых конструкторских бюро при заводах промышленности. Таким образом, в начале 1930-х годов в СССР была создана система разработки и производства танков, а также подготовки кадров для танковых войск.

В начале декабря 1929 года для изучения достижений танковой промышленности зарубежных стран было решено командировать за границу комиссию под руководством И.А. Халепского. Изучение приобретённых комиссией технической документации и образцов танков позволило сократить сроки разработки и постановки на производство отечественных машин, не уступающих по характеристикам лучшим зарубежным образцам.

Основу танкового парка РККА в 1930–1941 годах составляли лёгкие танки типа БТ, Т-26, средние Т-28 с тремя башнями и тяжёлые пятибашенные Т-35. Серийно строились плавающие танки типа Т-37, Т-38. В ходе производства непрерывно велись работы по улучшению конструкции танков. В СССР был организован серийный выпуск бронеавтомобилей, в том числе плавающих и с пушечным вооружением. Проводились работы по созданию самоходных артиллерийских установок, а также «телеуправляемых» (управляемых по радио) танков.

Над созданием танков трудились коллективы советских конструкторов во главе с С.А. Гинзбургом, Н.В. Барыковым, Н.Н. Козыревым, Н.А. Астровым, А.О. Фирсовым и другими.

Близость новой мировой войны и развитие военной техники за рубежом, прежде всего противотанковой артиллерии, заставило руководство СССР начать перевооружение танковых войск.

13 мая 1938 года руководство Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА утвердило краткую тактико-техническую характеристику «колёсно-гусеничного танка БТ-20». В июне 1939 года начаты войсковые испытания колёсно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32, разработанные под руководством М.И. Кошкина.

19 декабря1939 года Комитет обороны постановил принять на вооружение РККА танк Т-32 гусеничного с дизельмотором В-2 с проведением ряда изменений и присвоением машине наименования Т-34.

В то время как в Харькове создавали Т-34, на Кировском заводе под руководством Ж.Я. Котина был разработан танк КВ. Испытания танков КВ, СМК и Т-100 на Карельском перешейке в ходе финской военной кампании имели огромное значение. Была подтверждена возможность создания и применения танков с противоснарядным бронированием.

Анализ применения танковых войск в ходе начавшейся мировой войны показал необходимость формирования механизированных корпусов. В 1940 году было начато создание девяти корпусов, а с марта 1941 года – дополнительно ещё 20. Формирование механизированных корпусов планировали завершить в 1942 году. Для укомплектования 29 корпусов требовалось 32 тысячи танков, в корпусе поступали как танки старых типов из наличия РККА, так и новые, производимые промышленностью, в дальнейшем планировалось заменить старые типы танков новыми.

22 июня 1941 года танковые войска, как и вся Красная Армия, встретили в состоянии переформирования, перевооружения и запоздавшего стратегического развёртывания.

Танки Т-34 и КВ создавались как танки, обеспечивающие по тактико-техническим характеристикам гарантированное превосходство над зарубежными машинами, и являлись машинами нового поколения. Но освоение новой техники, встраивание новых образцов в систему технического и материального обеспечения были только начаты, а в подготовке командиров и штабов всех уровней недостаточное внимание уделялось организации взаимодействия разнородных сил и их всестороннему обеспечению в ходе боевых действий. Всё это сказалось на ходе войны в 1941–1942 годах.

Ситуацию осложняла не имевшая аналогов в мировой истории эвакуациях заводов по производству танков и их комплектующих изделий из европейской части страны на Урал и в Сибирь.

За счёт привлечения к производству танков заводов автомобильной и судостроительной промышленности, внедрения новых технологий, обеспечивавших конвейерное крупносерийное производство, разумного упрощения конструкции выпускаемых машин, снижения трудоёмкости их изготовления, а главное, благодаря самоотверженности и трудовому подвигу коллективов предприятий советская танковая промышленность обеспечила восполнение понесённых потерь и формирование танковых войск на новом количественном и качественном уровне.

В 1943 году на вооружение вермахта начали поступать машины с повышенными боевыми характеристиками. Советское руководство после всесторонней оценки возможностей промышленности, изучения проектов новых танков приняло решение не развёртывать производство новых образцов танков, которое требовало значительных временных и материальных затрат. В серию пошли технические решения, обеспечивающие не только повышение тактико-технических характеристик выпускаемых машин, но и минимальное снижение темпов производства танков.

В годы войны были приняты на вооружение и серийно выпускались лёгкие танки Т-60, Т-70 и Т-80, средние Т-34, Т-34 с пушкой калибра 85 мм, тяжёлые КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2 и ИС-3, а также различные типы самоходных артиллерийских установок. Их созданием занимались конструкторские коллективы под руководством А.А. Морозова, Ж.Я. Котина, Н.Л. Духова, Н.А. Астрова и других.

В ходе Великой Отечественной войны не было сколько-нибудь крупного сражения, в которое танковые войска не внесли бы своего порой решающего вклада, а их роль в операции «Багратион», Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях навсегда войдёт в историю как выдающийся образец военного искусства.

В 1945 году Советский Союз обладал самыми мощными и обученными танковыми войсками в мире, талантливыми командующими с огромным боевым опытом, передовой танковой промышленностью, внёсшими весомый вклад в Победу Советского народа в Великой Отечественной войне.

После победы над нацисткой Германией и империалистической Японией в СССР начался новый этап развития бронетанкового вооружения и техники. Танки первого послевоенного поколения создавались на основе всестороннего обобщения опыта Второй мировой войны с учётом появления ядерного оружия и новых противотанковых средств. Танки Т-54, Т-55, Т-62, Т-10 и ПТ-76 являлись эталоном для развития зарубежных танков.

Одновременно быстро развивалось производство отечественных бронированных машин других родов войск. СССР стал родоначальником новых типов бронетанкового вооружения – боевых машин пехоты и боевых машин десанта.

Появление танка Т-64, разработанного под руководством выдающегося советского конструктора А.А. Морозова, дало старт второму послевоенному этапу в развитии мирового танкостроения. Новые модификации танков Т-72, Т-80, Т-90, боевых машин пехоты БМП-2 и БМП-3, созданных в ходе этого этапа, до настоящего времени составляют основу танковых и мотострелковых войск не только в России, но и в зарубежных странах.

В 2009 году Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации начало разработку принципиально нового поколения образцов БТВТ для Сухопутных войск. При этом приходилось учитывать, что в период 1990-х – начала 2000-х годов существовавшая система создания новых образцов БТВТ была фактически разрушена. Из-за отсутствия заказов на серийное производство бронетанкового вооружения и техники основные предприятия отрасли остановили конвейеры, быстро потеряли кооперационные связи со смежниками, свернули работы по технологическому переоснащению производства.

Многие разработчики основных составных частей танков и боевых бронированных машин в условиях отсутствия финансирования прекратили инициативные работы по опережающему созданию новых агрегатов, узлов и систем для перспективных образцов БТВТ. В немалой степени этому способствовало сокращение численности военнослужащих научно-исследовательских организаций Министерства обороны РФ.

В ходе разработки проектов ТТЗ на создание новых образцов БТВТ учитывались требования Военной доктрины Российской Федерации о подготовке к участию во всех видах войн и вооружённых конфликтов с применением противником новейшего оружия и оружия массового поражения. В этой связи концептуальный подход к созданию новых образцов БТВТ базировался на обеспечении их более высокой универсальности, позволяющей решать разнотипные боевые задачи во всех видах боевых действий в различных природно-климатических условиях.

Новые образцы БТВТ должны быть хорошо приспособлены к транспортированию наземным, воздушным и водным видами транспорта, способны совершать длительные марши на большие расстояния своим ходом в готовности немедленно приступить к выполнению боевых задач. Средние гусеничные и колёсные платформы должны обеспечивать созданным на их базе образцам ВВТ возможность самостоятельно преодолевать водные преграды.

Применялись подходы, сформировавшиеся в последние годы в мировой практике танкостроения. Прежде всего модульность – использование готовых модулей вооружения, защиты, силовых установок и т.п.; блочность – возможность устанавливать и быстро заменять блоки защитных устройств, вооружения и других систем; базовость – возможность создания на основе унифицированных платформ широкого спектра боевых и обеспечивающих машин; встраиваемость – возможность применять новые образцы БТВТ в границах созданного единого информационно-коммуникационного пространства.

Разработка образцов БТВТ третьего поколения и на их базе унифицированных семейств бронированных машин для родов войск, интегрированных в систему вооружений тактического звена, должна была обеспечить информационно-энергетическое единство системы ВВТ, одинаковый уровень их мобильности и живучести, а также автономности ведения боевых действий общевойсковыми формированиями.

В 2011 году на основании согласованных Сухопутными войсками, Генеральным штабом и утверждённых министром обороны Российской Федерации тактико-технических заданий были открыты ОКР «Армата», «Курганец-25» и «Бумеранг».

В конструкцию разрабатываемых платформ закладывался высокий модернизационный потенциал, позволяющий оперативно внедрять новые разработки в области повышения огневой мощи, защищённости, подвижности и командной управляемости без существенной переделки корпуса и платформы путём замены блоков, модулей и систем на вновь разработанные.

На базе новых гусеничных и колёсных платформ предполагалось создание широкой номенклатуры бронированных машин Сухопутных войск различного назначения, массой от 20 до 60 тонн.

В настоящее время система ВВТ Сухопутных войск включает ракетные и артиллерийские комплексы, средства АСУ, системы ПВО, инженерное вооружение и др. Однако главным элементом этой системы по-прежнему остаются танки, боевые машины пехоты (десанта), бронетранспортёры и другие боевые машины боевого и технического обеспечения. Шасси бронетанковой техники используются под монтаж вооружения и оборудования. Прослеживается устойчивая тенденция более широкого перевода системы ВВТ Сухопутных войск на бронетанковую основу.

В настоящее время наша страна фактически втянута в новый виток гонки вооружений, инициированный руководством США и НАТО. Развитие новых цифровых технологий, искусственного интеллекта, космических систем связи, средств геопространственной, радио- и радиотехнической разведки, а также массовое применение разведывательно-ударных комплексов с дистанционным управлением требует пересмотра подходов к развитию бронетанкового вооружения и техники. Анализ хода и результатов боевых действий в современных войнах показывает, что при сохранении в них главной роли танковых войск на эффективность их применения влияет не только организация взаимодействия с другими родами Вооружённых Сил, но и непрерывное управление разнородными силами и средствами вооружённой борьбы в динамике боя. При этом требуется быстрая обработка и анализ больших массивов поступающей информации. Основными требованиями к танковым подразделениям являются их способность к автономным действиям в составе ограниченных тактических групп в любых климатических, погодных и временных условиях, оперативно-тактическая мобильность, возможность дистанционного управления образцами БТВТ, обеспечение автоматизированного целеуказания и управления различными средствами поражения.

Создание образцов нового поколения всегда связано со значительными материальными и временными затратами. Также требуется значительное время на создание стабильно работающей кооперации многочисленных соисполнителей в условиях проводимых мероприятий по масштабному импортозамещению и налаживанию серийного производства новой техники.

Пытаясь сохранить глобальную гегемонию, коллективный Запад прямо декларирует стремление нанести Российской Федерации стратегическое поражение. В этих условиях наша страна вынуждена осуществлять мероприятия по защите национальных интересов. Вопрос стоит о дальнейшем существовании Российской Федерации как единого независимого государства. Военно-политическим руководством НАТО организована накачка вооружённых сил Украины различными средствами вооружённой борьбы, проводится крупномасштабная подготовка украинских военнослужащих на иностранных полигонах. Иностранные военные специалисты принимают непосредственное участие в боевых действиях на Украине.

В этих условиях первостепенной задачей становится своевременное обеспечение группировок войск, задействованных в проведении специальной военной операции, бронетанковым вооружением и техникой, а также чёткая организация и проведение других мероприятий материально-технического обеспечения. Также крайне важно обеспечить стабильную работу предприятий промышленности по выпуску и ремонту необходимых вооружений. Модернизация серийных образцов, не требующая коренной перестройки производства, – единственно возможный путь решения этой задачи в сложившихся условиях.

Повышение защищённости серийных боевых машин остаётся приоритетным направлением модернизации отечественных образцов. Организован выпуск модернизированных танков типа Т-90М, Т-80БВМ, Т-72Б3М. Созданы комплекты дополнительной защиты для БМП-3, БМП-2, БТР-82А, БТР-80 и обеспечена поставка данных комплектов в войска, в первую очередь в районы проведения СВО. Налажена модернизация образцов БТВТ в ходе капитального ремонта.

Сегодня российские танкисты достойно продолжают героические традиции старших поколений, выполняя боевые задачи в ходе специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. А танкостроители самоотверженно обеспечивают выполнение государственного оборонного заказа в сложных условиях.

Как убеждает исторический опыт, все задачи, стоящие перед танкистами и танкостроителями, будут успешно решены.

С праздником! С Днём танкиста!

Александр ШЕСТАКОВ, генерал-лейтенант ,

начальник Главного автобронетанкового управления Минис­терства обороны Российской Федерации

«Красная звезда», 8 сентября 2023 года

http://redstar.ru/splav-muzhestva-i-stali/



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *