Статс-секретарь – заместитель министра обороны России Николай ПАНКОВ – о сегодняшнем и завтрашнем дне российского военного образования.

Николай Александрович, за последние годы система военного образования в нашей стране претерпела значительные изменения. Где сейчас готовят будущих защитников Отечества?

– В составе Минобороны России – 28 образовательных организаций высшего образования и 8 филиалов. Среди них – три военных учебно-научных центра видов Вооружённых Сил РФ, 11 военных академий, Военный университет, 12 военных училищ и Военный институт физической культуры. Существующая сеть военно-учебных заведений соответствует количественным и качественным потребностям армии и флота в подготовке военных кадров, а вузы обладают необходимым потенциалом для наращивания объёмов подготовки специалистов в случае возникновения такой необходимости.

Как известно, на сегодня возобновлён полноценный приём в военные вузы, восстановлена сбалансированная система обучения и воспитания будущих защитников Отечества. Сформированы новые учебные заведения, прежде всего довузовского профиля. В их числе назову открытые относительно недавно Кызылское и Петрозаводское президентские кадетские училища, кадетскую спортивную школу Военного института физической культуры, кадетскую инженерную школу ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», кадетскую школу IT-технологий Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, Тульское и Пермское суворовские военные училища, а также филиалы Нахимовского военно-морского училища в Мурманске, Владивостоке и Севастополе (последние два – в статусе президентских кадетских училищ).

Конкурс в учебные заведения Минобороны России неизменно высок, и, на мой взгляд, это ещё один показатель того, как зримо растёт в обществе интерес к военному делу, к ратной профессии. В этом году впервые за многие годы на обучение по лётной специальности в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова были зачислены курсанты из числа девушек.

Какие нормы ставятся сегодня в приоритет при подготовке будущих офицеров, а также младших специалистов для войск?

– Они определены федеральными государственными образовательными стандартами, которыми установлены единые требования к организации, содержанию и материально-техническому обеспечению всего процесса обучения в образовательных учреждениях. На настоящий момент вузами Минобороны России реализуется 83 стандарта, из которых 15 относятся к подготовке кадров высшей квалификации, 12 магистерских и 28 стандартов специалитетов, разработанных в интересах военного ведомства.

Право разрабатывать и самостоятельно утверждать стандарты по всем уровням высшего образования предоставлено Военной академии Генерального штаба ВС РФ. На базе академии в 2016 году создано федеральное учебно-методическое объединение, которое активно работает над актуализацией федеральных государственных образовательных стандартов, координирует образовательную деятельность вузов в интересах обеспечения качества и развития военного образования.

Говоря о системе подготовки военных специалистов, нельзя не коснуться важной темы – возрождения традиций. Сегодня Минобороны России последовательно и планомерно создаёт во всех вузах и довузовских учебных заведениях современные условия не только для обучения, но и для воспитания личного состава. Меняется не только образовательный процесс – изменения претерпевает и отношение будущих офицеров к своему делу, появляется убеждённость в необходимости служения государству, в востребованности профессии защитника Отечества. Примерами возрождения традиций можно считать и возвращение в этом году исторических наименований Казанскому высшему танковому командному Краснознамённому училищу и Московскому высшему общевойсковому командному орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённому училищу.

Николай Александрович, можно ли говорить о совершенствовании программ подготовки будущих офицеров?

– Действительно, учебный процесс – вещь вовсе не статичная. Программы подготовки постоянно претерпевают изменения, причём делается это исходя из опыта практического применения Вооружённых Сил. Например, будущих офицеров в обязательном порядке сейчас обучают вопросам применения авиации и артиллерии в бою, то есть каждый выпускник военного вуза может при необходимости быть и авиационным корректировщиком, и наводчиком артиллерийского огня. В программы обучения командиров спецподразделений введены такие новые дисциплины, как горная и конная подготовка. Кроме того, в военных академиях и в училищах реализованы программы по изучению вопросов кибербезопасности. Отмечу также, что для всех направлений подготовка офицеров – вне зависимости от их будущего профиля – в программы обучения введена дисциплина «Защита государственной тайны».

Росту качества и интенсивности учёбы в значительной степени способствуют войсковые стажировки и практики, спланированные для слушателей и курсантов с учётом сроков проведения мероприятий боевой подготовки войск (сил) на учениях и тренировках. По сути, уже с первого курса проявляется выраженная практическая направленность обучения, благодаря чему у обучаемых повышается уровень знаний и умений, необходимых для быстрой адаптации в войсках. Внедрённые новые подходы к подготовке курсантов позволяют им уже сегодня выполнять учебно-боевые задачи на одном уровне с профессиональными специалистами вой­скового звена.

Отмечу, что последней редакцией Федерального закона «Об образовании» военному образованию даны серьёзные преференции. В частности, Минобороны России предоставлено право разработки образовательных стандартов при условии согласования с Министерством образования. Благодаря этой норме мы нашли возможность без сокращения программы реализовывать в командных вузах специалитет в течение четырёх лет обучения. Жизнь курсанта стала более напряжённой, но таков один из суворовских принципов: «Тяжело в учении – легко в бою».

Что можно сказать об использовании в наших военных вузах передовых, инновационных методик обучения, применении современных образовательных технологий?

– Ещё с 1 сентября 2016 года все образовательные организации Минобороны России перешли к использованию в учебном процессе электронных учебников. В связи с этим осуществляется активное формирование информационной образовательной среды. Для этого введён в эксплуатацию прог­раммный комплекс «Электронно-образовательный ресурс», позволяющий всем военнослужащим получать доступ к необходимой в процессе обучения информации. Количество электронных учебников и пособий, используемых в учебном процессе, превысило уже 9 тысяч. Для работы с этой системой слушатели и курсанты обеспечиваются персональными ноутбуками.

Вопрос о том, чтобы в вузы на руководящую и на преподавательскую работу приходили лучшие офицерские кадры, последовательно и настойчиво ставит министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. В результате за последние годы сфера военного образования существенно укрепилась офицерами с боевым опытом, а это 69 начальников кафедр, 121 профессор и доцент, 346 преподавателей. Подобная практика необходима для того, чтобы система военного образования постоянно чувствовала нерв реальной жизни войск.

Николай Александрович, как Минобороны России развивает международное сотрудничество в сфере военного образования, каковы основные направления этой деятельности?

– На сегодня можно с уверенностью говорить о расширении взаимодействия в области военного образования между государствами – участниками СНГ, причём такие контакты получают развитие с каждым годом. В мае 2016 года при Совете министров обороны государств – участников СНГ был создан Координационный комитет по вопросам военного образования. Определены базовые военно-учебные заведения по подготовке военных кадров для стран-партнёров. Ими стали Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Военный университет Минобороны России, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова и Военный институт физической культуры.

В сентябре 2017 года в ходе очередного заседания Координационного комитета, прошедшего в Республике Таджикистан, были определены перспективные направления развития сотрудничества в этой сфере. Приоритетами признаны дальнейшее расширение межвузовского взаимодействия, а также установление прочных контактов между национальными военно-учебными заведениями. Также значительное внимание решено уделить совершенствованию организации подготовки военнослужащих национальных вооружённых сил, обучающихся в военно-учебных заведениях государств – участников СНГ, на основе взаимного обмена.

Как известно, в любом деле важна мотивация. Что делается для того, чтобы развивать в военных вузах интерес к учёбе, к научной деятельности?

– В настоящее время в целях поощрения за высокие результаты в учебной и научно-исследовательской деятельности курсантов, слушателей, докторантов и адъюнктов действует система государственных и именных стипендий. Так, за период с 2013 по 2017 год 43 адъюнктам и 137 слушателям и курсантам были выплачены стипендии Президента Российской Федерации, а 34 адъюнктам и 265 слушателям и курсантам – стипендии Правительства РФ. В свою очередь именные стипендии министра обороны России начиная с 2015 года были назначены 20 адъюнктам и 200 курсантам и слушателям.

Если говорить о научной работе, то для повышения интереса военнослужащих к этой сфере в Минобороны России реализуется система ежегодных стимулирующих выплат по результатам различных конкурсных мероприятий. Организованы конкурсы на лучшие научные работы, выполненные как индивидуально, так и в составе органов военного управления, воинских частей и организаций. По итогам этих мероприятий победителям выплачиваются денежные премии, суммы которых составляют от 60 до 350 тысяч рублей.

Николай Александрович, что делает Минобороны России для того, чтобы наши офицеры, посвятившие жизнь служению Отечеству, смогли найти себя после увольнения в запас, адаптироваться в гражданской жизни?

– Для качественной социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы, в Минобороны России организована система профессиональной переподготовки по одной из выбранных гражданских специальностей. Общая продолжительность таких курсов составляет четыре месяца, а обучение проводится очно или очно-заочно. Должен подчеркнуть, что только в период с 2012 по 2017 год в группах профессиональной переподготовки прошли обучение более 8 тысяч увольняемых военнослужащих. В дальнейшем большинство из них благодаря полученным знаниям, навыкам, благодаря своей активной жизненной позиции смогли с успехом найти своё достойное место в различных сферах жизни общества.

Дмитрий СЕМЁНОВ, «Красная звезда», 8 ноября 2017 года

http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/35002-vozrozhdaya-traditsii

 



Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Оставить свой коментарий (сообщение)

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *